Газета Спорт-Экспресс № 191 (5959) от 27 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 августа 2012 | Борьба - Греко-римская борьба

ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

Заур КУРАМАГОМЕДОВ: "ТОТРОВА В ЛОНДОНЕ ЗАСУДИЛИ"

Заур Курамагомедов после Олимпиады стал абсолютным бронзовым призером, если можно так выразиться. 24-летний ростовчанин теперь действующий обладатель третьей по старшинству медали Игр, чемпионата мира и Европы в категории до 60 кг.

Двукратный олимпийский чемпион Валерий Резанцев накануне Игр выразился о нем емко: "Заур - мальчик с головой". На лондонских коврах Курамагомедов в целом оправдал выданную авторитетными устами характеристику, а корреспондент "СЭ" пришел к выводу, что, прогнозируя техничному спортсмену бронзу, ничуть не рисковал ткнуть пальцем в небо. Курамагомедов, кажется, просто обречен на нее.

- В чем находите радость постолимпийских дней?

- В отдыхе с родными и друзьями. Давненько не было времени даже просто посидеть с близкими мне людьми, поговорить. Оказывается, это такое счастье - отдыхать и ничего не делать!

- Стало быть, лишь вернувшись в Ростов-на-Дону, обнаружили, что на дворе все еще лето?

- Только тогда и пришел в себя. А до Игр для нас ни лета, да вообще ничего не существовало.

- Наталья Воробьева утверждает, что в эти дни находится на сборе в среднегорье. Не ваш случай?

- Я бы так не смог, честно говоря. Но восстановительные тренировки за границей у нас еще пройдут.

- Как некоторое время спустя оцениваете свое выступление в Лондоне?

- Как хорошее. Самое главное на Олимпиаде - медаль, а она у меня есть.

- Остались довольны своими действиями?

- В принципе да. В силу объективных причин не был способен показать максимум своих возможностей. На старте турнира чувствовал слабость, в себя начал приходить только к концу. Вот и к четвертьфиналу против грузина Реваза Лашхи не успел полностью восстановиться. Лишь заключительную схватку провел именно так, как и хотел. Тренеры поставили задачу во что бы то ни стало отстоять в партере, не уступить. Так я и сделал.

- Насколько помню, поединок за бронзу против Хасана Алиева из Азербайджана в эндшпиле прибавил в напряжении и в итоге скатился едва ли не до банальной драки.

- Действительно, у нас порой только кажется, что идет борьба. Когда человек проигрывает, ему нечего терять - и он лезет во всякие авантюры. В ход идут удары головой, тычки пальцами в глаза. Драка? Но у нас все время так бывает. Даже на тренировках.

- За четыре предстартовых дня вам пришлось сбросить четыре килограмма. Крайне мучительное испытание?

- На самом деле согнал пять. Обычный человек так, скорее всего, не сможет. Но мы, спортсмены, народ привыкший. У нас часто происходит процесс обезвоживания организма.

- Какими процедурами пользовались для сгонки уже в Великобритании?

- Здесь ничего необычного - бегал в нескольких куртках по дорожкам и боролся, старался хорошенько пропотеть.

- Вы были единственным из сборной, кто решил остаться в Лондоне до конца Игр. Захватило?

- Я давно мечтал осмотреть этот город. Плюс была возможность наблюдать за многими соревнованиями, а ведь как раз в эти дни мы стали завоевывать по-настоящему много золота. Словом, было интересно. Предложили остаться каждому - так почему было не воспользоваться такой возможностью?

- Вживую смотрели только борьбу?

- В основном да, ведь все соревнования проходили примерно в одно время. Но и многие другие виды удалось зацепить по телевизору.

- Самое запомнившееся событие Олимпиады?

- То, как засудили нашего Рустама Тотрова в финале категории до 96 килограммов. Тотров должен был выигрывать стартовый период: при проведении приема иранец (Хасем Резаеи. - Прим. Д.О.) первым заступил за ковер, но балл почему-то дали ему, а не Рустаму. Вроде бы эпизод, однако он прямым образом сказался на исходе схватки.

- Мнения о благоволении судей иранцу придерживаются большинство российских экспертов.

- Тотрова засудили. Сто процентов. Самое обидное в спорте - второе и четвертое места. Ну, ничего: главное, что сам Рустам рад. Он же очень хорошо боролся и выиграл у всех сильных соперников. Хотя досада за его несостоявшееся золото сидит до сих пор.

- Осмелюсь назвать очень большим успехом и сам факт выхода Тотрова в финал: до Олимпиады его отнюдь не считали фаворитом. Для вас успех товарища тоже стал неожиданностью?

- Я знал, что Рустам очень силен физически, к тому же его отлично подготовили тренеры. Налицо тенденция: если про борца говорят, что он сильнейший и непременно выиграет, то этот спортсмен сенсационно уступает. А Рустам ехал в Лондон темной лошадкой и сумел себя здорово проявить. Теперь все знают, какой он борец.

- Что в олимпийской столице понравилось более всего?

- Все классические достопримечательности и, безусловно, праворульные такси. Как и всех остальных, меня также поразили размеры Олимпийской деревни и столовой.

- Кто-то из россиян жаловался, что рацион не поражал воображение ассортиментом.

- Это могли сказать только капризные люди. На самом деле кормили очень даже хорошо.

- Сборная России по греко-римской борьбе в последние годы, уж не обижайтесь, котировалась чуть ниже, нежели команда вольников, но вы, в отличие от коллег, выступили здорово и медальный план даже перевыполнили. Как объясните этот феномен?

- В самом начале цикла наши тренеры поставили конкретную цель: мощно отбороться на Играх в Лондоне. И не важно, боролись ли мы на чемпионате мира или Европы, - готовились только к Олимпиаде. А ценность прочих турниров рассчитывали не по количеству привезенных с них медалей, а по качеству собственной борьбы и внутренним ощущениям: если хоть чуточку прибавил в технико-тактических и силовых действиях, значит, стартовал не зря. На некоторые соревнования мы ездили прямо с гор, где проводили продолжительные сборы. А это не может не наложить отпечаток. Кому нужны блестящие выступления на чемпионатах мира на фоне провала на Олимпиаде? Никому. Поэтому мы спокойно относились к недобору наград и звучавшей в адрес команды критике. Помните, мы ведь и перед Пекином много проигрывали, удостаивались всеобщих упреков. Зато на тех Играх взяли три золота. Так же и здесь могло получиться… Уверен: по-честному у нас должно быть три золота и две бронзы.

- Руководство на внутрикомандном собрании высказывалось о вашем выступлении исключительно в положительных тонах?

- Оно осталось довольно. Михаил Мамиашвили (президент ФСБР. - Прим. Д. О.) пригласил нас в ресторан, где Владимир Лисин подарил каждому очень дорогие часы. Все ребята обрадовались такому нежданному подарку.

- На прошлой неделе ваше имя вновь попало во все электронные ленты новостей: российский олимпиец, мол, попал в автоаварию. Все обошлось?

- Случился инцидент - зацепил бампер чужой машины. Никто не пострадал, так что ничего страшного. Каждый день ведь кто-то бьется. Поэтому не понял разыгравшейся шумихи. Думаю, совсем не обязательно было об этом писать, да еще в таком драматическом тоне.

- С каким настроением готовитесь открыть новый олимпийский цикл - третий для себя в составе первой сборной? Категорию, часом, сменить не намерены?

- А я уже сменил! Сразу после Игр принял решение перейти в категорию до 66 килограммов. Надоело гонять вес! Пока не совсем понятно, кто из сильных ребят очутится здесь же, но тем интереснее. К тому же после Олимпиады рамки категорий собираются изменить.

- Да что вы!

- Слухи об этом ходят вовсю. Вообще, как я понимаю, готовится целый ряд серьезных изменений. Я однозначно буду переходить в следующую категорию, а какими рамками она в итоге будет ограничена - посмотрим. Придется подстраиваться.

Дмитрий ОКУНЕВ