ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 12-й тур
"АНЖИ" - "СПАРТАК" - 2:1
Спецкор "СЭ" весь матч внимательно следил за Унаи Эмери. Как знать, не был ли этот матч для баска последним в чемпионате России?
ТАНЦУЮЩИЙ В ТЕМНОТЕ
Царство света заканчивалось ровно на границе технической зоны. За белой линией начиналось царство тьмы. Тень от трибун и двухэтажного зданьица столь плотно накрывала скамейки, что желтые флаги "Анжи" казались серыми. Главный тренер "Спартака" Унаи Эмери обитал в этой тени. Андрей Червиченко называет его поведение пантомимой, но Червиченко не романтик и, мне кажется, в вопросе не разбирается. Это не пантомима, а танец.
У кого-то этот танец вызывает улыбку, других он чуть-чуть пугает, и всем он абсолютно непонятен. В своем, не исключено, последнем матче в рамках российской премьер-лиги (во вторник "Спартаку" играть с "Бенфикой", и от итогов этого матча, понятно, зависит многое, если не все) Унаи Эмери танцевал один во тьме.
* * *
Перед игрой баск лишь на пару минут возник в середине поля. Дал указания помощникам, как проводить разминку. И исчез - так же незаметно, как появился. Будто ему противопоказан солнечный свет.
Травму Гуса Хиддинка, всяческого ему здоровья, стоило придумать, чтобы вся сцена оказалась во власти Эмери, и постановка превратилась в моноспекталь. Но вообще-то и на скамейке "Анжи" было на что посмотреть. Весь первый тайм многочисленные помощники Хиддинка не могли выдвинуть лидера из своих рядов. Условный и.о. Желько Петрович, боясь обидеть товарищей, делал пару робких шагов - и возвращался обратно. Посовещаться. Роберто Карлос, в изысканных очках, выскакивать не решался, хотя всего год назад, после отставки Гаджиева, руководил командой жестами Наполеона.
Пока тренеры устраивали очередное вече, игроки "Анжи" видели на месте Хиддинка пустоту. Зато рядом…
* * *
Весь первый тайм Эмери провел на ногах. Впервые присел на скамейку на 17-й минуте, но поскольку лавка для него сродни раскаленным углям, вскочил уже секунд через 20-30.
На стадионе "Динамо" бушевал ветер. Все вокруг трепыхалось и трепетало - в том числе и ткань тренировочных брюк Эмери. В такие моменты казалось, что баск дрожит всем телом.
* * *
Тот же Червиченко заметил (на этот раз абсолютно справедливо), что Эмери словно живет в другом мире. Он весь в футболе, да только футбол не всегда с ним. В субботу Эмери показывал игроку: "Беги сюда!" - не обращая внимания на то, что игрок вообще не смотрит в его сторону и что ситуация давно поменялась, а потому бежать надо уже не сюда, а туда.
Резервный арбитр Сергей Костевич был самым несчастным человеком на земле. Его единственной заботой стало отгонять Эмери от белой линии, куда тот норовил заступить. Нет, не ради такого пошел в судьи бедный курянин.
В тот момент, когда за воротами заиграли лезгинку, Эмери исполнил странный номер - лунную походку одновременно с короткими гребками руками. Самое поразительное, что получилось в такт.
* * *
Андре-Виллаш Боаш приседает на бровке, как аристократ. Марсело Бьельса - как крестьянин, забежавший за кустик. Унаи Эмери присаживается, как снайпер, который вот-вот откроет огонь.
В середине первого тайма поблизости от него оказался травмированный Диарра, но баск даже не повернулся.
* * *
Конец первой половины: очередной фол "Спартака", очередная карточка в руках у Малого, очередное эмеревское па. Арсен Акаев, вспыхнув, как файер, двинулся к баску поговорить по-мужски. Его удержали. Спартаковская скамейка что-то кричала, Акаев по-прежнему "искрил". А что же Эмери?
Уставился на поле. Абсолютно не замечая, что творится вокруг.
* * *
Когда Кирилл Комбаров получил красную карточку, Эмери в технической зоне не было. К началу второго тайма он почему-то опоздал. Когда вышел из-под трибун, Комбаров уже двигался навстречу, и тренер встретил его удивленным взглядом: "Ты куда, Кирилл?"
Эмоциональный пересказ событий в исполнении Игоря Ледяхова Эмери встретил как айсберг, на который напоролся "Титаник". Холодно и безучастно. И с тех пор будто бы потерял интерес к игре. Танцы закончились. Во втором тайме Эмери либо стоял в позе стойкого оловянного солдатика, либо разводил руками, либо сидел, перешептываясь с коллегами.
* * *
Второй пропущенный гол он встретил с достоинством. Замер на месте. Широко распахнул объятия навстречу беде.
"Анжи" устроил желто-фиолетовую кучу-малу, в которой кто-то из футболистов даже, кажется, пострадал. Дзюба, уходя в подтрибунное, матерился вслух. Самба уехал туда верхом на Траоре. Жиркова дернули за рукав и попросили вернуться - поклониться болельщикам.
Одной из первых в недра стадиона проскользнула едва заметная тень.
* * *
Театр одной тени продолжился на пресс-конференции. В зал Эмери вошел в сопровождении Ледяхова. И на этом моменте, пожалуй, следует остановиться особо. Как рассказал Валерий Карпин, Эмери по собственной воле отказался от помощи переводчика при визитах в кафетерий или магазин. Но по какой причине клуб не берет на выездные матчи толмача для работы на пресс-конференциях? Удар по бюджету?
Это бремя висит на Ледяхове. Автор этих строк - переводчик по образованию, и мне на собственном опыте известно, что знать язык и уметь переводить - это две большие разницы. Ледяхов - знает язык. Да к тому же в нем, как и в Эмери, после матчей бурлят эмоции.
Глупо обвинять тренера, который изо всех сил старается, в некачественном, неполном, обрывочном переводе. Ледяхов, как и журналисты, - жертва клубного непрофессионализма.
Эмери начал с заявления: в том, что "Спартак" проиграл, виноват арбитр.
- То, что в итоге случилось... Все вопросы к судье, повлиявшему на результат. Сопернику сыграло на руку судейство Малого. После неоправданного удаления Комбарова игра поменялась. И в случае со вторым голом: рефери назначил штрафной, когда нарушения не было. Благодарю наших футболистов за самоотверженность, но Малый сделал все возможное, чтобы "Спартак" не победил.
- Как же вы можете судить о моменте, если не видели его? - спросил я у главного тренера красно-белых.
Эмери от неожиданности впал в ступор. И что-то пробурчал.
- Видеть необязательно, у меня есть помощники, - перевел Ледяхов.
Круто сказано. Видеть необязательно...
- Так ведь там все понятно, - аргументировал Ледяхов. И ушел вместе с Эмери.
Вскоре в зале появился Желько Петрович.
- А Эмери-то не было на лавке, когда удаляли спартаковца, - не без иронии заметил тренер "Анжи". - Как же он может судить, оправдана ли красная карточка? А вот мы видели всё.
Остается выяснить, все ли видел и знает Леонид Федун.
Дмитрий СИМОНОВ |
Махачкала |