Газета Спорт-Экспресс № 249 (6017) от 2 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 ноября 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

Противостояние Игоря Денисова и руководства "Зенита" продолжалось месяц и восемь дней. И вот, наконец, вчера они

ПОМИРИЛИСЬ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

В таких случаях полагается светлеть лицом, удовлетворенно крякать и бросать в воздух чепчик, если он на вас есть. Денисов вернулся! Слава богу. Потому как - заждались.

Прагматичным людям, однако, свойственно еще и сводить плюсы с минусами. Война, пусть и холодная, имела место. Значит, без подсчета убытков и прибылей не обойтись. Кто выиграл? Кто проиграл? На кого списать издержки?

Особенность "дела Денисова" заключается в том, что в нем нет выигравших. В кадровом и финансовом смысле ситуация осталась абсолютно предвоенной: Денисов будет получать те же деньги, играя в той же команде. С футбольной точки зрения и в плане имиджа обе стороны понесли потери. "Зенит" играл без ведущего футболиста, недобрав, возможно, очков. Денисов на сорок дней лишился игровой практики, ограничившись двумя матчами за сборную, и выпал из процесса перестройки командной игры, связанного с приходом Халка и Витселя. Фактически руководство питерского клуба имеет теперь трех новичков: "недовписанных" бельгийца с бразильцем и возвращенца-россиянина. А также внутриклубную атмосферу, в которой, как топоры в дыму, висят безответные вопросы.

Вот некоторые из них. Сознает ли капитан сборной России, сначала психанув, а затем пойдя на попятную, что эта история будет тянуться за ним шлейфом до конца игровой карьеры и даже дольше? Готов ли он стать живой иллюстрацией к фразе "Его пример - другим наука"? Как быть "Зениту", устранившему следствие, но не причину конфликта - огромную разницу в зарплатах Халка и всех остальных? Каким образом снижать теперь градус недовольства, перешедшего в скрытую стадию? Что делать с чрезмерным числом центральных полузащитников, которых после выздоровления Данни в "Зените" станет семь?

Кое-какие ответы лежат на поверхности. Очевидно, допустим, что отныне на авансцену обязан выдвинуться Лучано Спаллетти во всем своем психологическом великолепии. Тренеру недостаточно руководствоваться принципом "стерпится - слюбится". Ему предстоит провести тонкую настройку команды, сгладить углы, найти подходы к каждому по отдельности и всем вместе, выработать сдержки и противовесы. Под рукой у итальянца талантливый, но взвинченный и зацелованный жизнью человеческий материал. А над ним - три руководителя, каждый из которых слово "власть" трактует по-своему. Для того чтобы все это зазвучало в унисон, кому-то придется взять на себя ответственность не только за финансирование, но и за выработку стратегии, учитывающей и увязывающей воедино все интересы клуба.

С другой стороны, есть в ситуации и плюсы. Каждый из нас хоть раз в жизни огорчался, купив подделку вместо оригинала, выбрав не тот ресторан, потеряв на желании сэкономить. Действенный способ поднять настроение в такие минуты - сказать самому себе: "Деньги не пропали - я приобрел на них опыт". Аналогичным образом впору, кажется, поступить и "Зениту". Сформулировать что-то вроде виртуальной памятки, где перечислить по пунктам:

а) большие деньги не только решают проблемы, но и создают их;

б) в футболе побеждают не золотые ноги или головы, а люди, объединенные спортивной идеологией;

в) профессионализм не является прямым следствием большой зарплаты;

г) нынешний короткий период от золотых медалей до Лиги чемпионов, продиктованный системой "осень - весна", не подразумевает покупок а-ля Халк и Витсель в последний момент, поскольку в финансовом смысле это ядерный взрыв, а в футбольном - троянский конь;

д) любая сделка требует информационного сопровождения, прямо пропорционального сумме трансфера и классу футболиста;

е) перегретый футбольный рынок вредит и тем, кто его перегревает.

Примерно так.

Какие выводы сделает при этом Денисов, судить не берусь. Он и до конфликта с "Зенитом" был взрослым человеком с устоявшимися взглядами на жизнь, бастовал, надо думать, не с бухты-барахты. Что заставило его пойти на мировую? Обстоятельства? Истинное осознание неправоты? Желание отступить на шаг сейчас, чтобы сделать два шага вперед в будущем?

Пусть он сам себе ответит на подобные вопросы. И продолжает играть так, как умеет. Это получается у него куда лучше, чем боевые действия против клуба и собственного контракта.