ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Поздним вечером в четверг россияне Татьяна Волосожар и Максим Траньков выиграли в Загребе турнир спортивных пар. Чего стоила фигуристам эта победа, представить трудно: перед началом чемпионата у Максима скончался отец.
НАСТОЯЩИЕ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Когда Волосожар и Траньков закончили свой прокат произвольной программы, первой мыслью было: вот бы точно так же через год - на Олимпийских играх! Российские чемпионы катались так, что было ясно: у них уже не выиграть.
Можно, конечно, начать рассуждать о том, что через год в Сочи наша пара просто обязана кататься лучше, чем сейчас. Что программы должны быть сложнее, а баллы выше. Но я сейчас не о баллах. А о невероятной, всепоглощающей самоотдаче, с которой Таня и Максим выполняли каждый свой шаг на льду.
По сути, к этому стремится любой тренер: сделать все возможное, чтобы раскрыть учеников, извлечь из них весь заложенный от природы потенциал, увидеть максимально качественное исполнение всего того, что месяцами изо дня в день отрабатывалось на тренировках. Другой вопрос, что далеко не всем и не всегда это удается: мешают нервы, травмы, соперники, эмоции.
Именно так, кстати, произошло в Загребе с чемпионами Европы-2010 Юко Кавагути и Александром Смирновым - парой, из которой их тренер Тамара Москвина долгое время по крохам лепила произведение искусства и, я бы сказала, почти добилась этого. Того пути, который пришлось пройти Александру и Юко, не пожелаешь и врагу. Но в тот момент, когда спортсмены выходят на старт, все детали мгновенно уходят на второй план. Остается один-единственный вопрос: справятся или нет? Ну а если не справились (а Кавагути и Смирнов в Загребе оказались лишь пятыми), причины тем более уже никому не интересны.
Четырехкратные чемпионы мира Алена Савченко и Робин Шелковы (на этот раз у них серебро) - другая история. О которой в свое время исчерпывающе отозвалась Татьяна Тарасова:
"К нашему, российскому, сожалению, у Алены Савченко и Робина Шелковы большой талант. Когда эти спортсмены в форме, с ними нельзя соревноваться. У немецкой пары я совершенно не вижу слабых мест. Есть и сложнейшие элементы, и подача этих элементов, и харизма, которой невозможно научить, если она не идет от сердца. Это - Богом данные вещи".
Если бы в Загребе у Волосожар и Транькова не получилось выиграть у знаменитых соперников, им, подозреваю, никто не сказал бы ни слова. Слишком хорошо все понимали, в каком психологическом состоянии находятся не только переживающий личную трагедию Максим, но и его партнерша, и тренеры.
Год назад, когда Волосожар/Траньков блистательно дебютировали на чемпионате мира, став вице-чемпионами, победа по большому счету совершенно не раскрыла всех качеств этой пары. Умения бороться - в том числе. Им вообще было на том чемпионате проще, чем кому-либо: какой спрос может быть со спортсменов, пусть даже суперталантливых, которые без году неделя катаются вместе и пока не накопили ничего такого, что было бы страшно потерять?
…Еще до выхода сильнейшей группы на лед камера показала разминочный зал. Уже там бросалось в глаза, насколько отрешены от всего Татьяна и Максим. Такими же они вышли на старт, не видя никого и ничего вокруг.
Визуальный эффект получился ошеломляющим: из катания россиян как-то вдруг ушли все ненужные жесты, лишние придуманные эмоции, театральность. Оно стало пронзительно-настоящим, словно люди, катаясь, писали на льду свою историю не лезвиями, а собственной кровью.
И от этого хотелось плакать.