БАСКЕТБОЛ
ЕДИНАЯ ЛИГА ВТБ
Вчера ночью ЦСКА встречался в 6-м туре "Топ-16" Евролиги в Мадриде с "Реалом". Сегодня вечером "Химки" в том же турнире проведут гостевой матч с другим испанским клубом - "Басконией". Но самое интересное наших болельщиков ждет в воскресенье, когда в Москву пожалует "Жальгирис". Помимо очередной армейско-каунасской дуэли в рамках Лиги ВТБ они увидят встречу прославленных ветеранов двух легендарных клубов.
Евгений КИСУРИН: "В 1989-м СМОТРЕЛ НА САБАСА КАК НА НЕБОЖИТЕЛЯ"
Двукратный вице-чемпион мира, 4-кратный чемпион страны, знаменитый в прошлом форвард ЦСКА и "Спартака", молодежку которого он сейчас тренирует, в последнее время нечасто выходит на площадку. Однако отказаться от участия в воскресном матче против Сабониса и Ко 44-летний Кисурин, конечно же, не мог.
- У вас была длинная и на редкость увлекательная карьера. Когда вспоминаете о былых сражениях, какой момент в первую очередь всплывает в памяти?
- Пожалуй, победа в чемпионате СНГ со "Спартаком". Это был мой первый крупный успех на взрослом уровне. До этого меня признавали лучшим молодым игроком СССР, но с титулом, к которому красно-белые под руководством Кондрашина шли много-много лет, достижения по юниорам было не сравнить. Ну и, конечно, серебро ЧМ-1994 в Торонто - память на всю жизнь. Для всех игроков моего поколения.
- А ЦСКА середины 90-х, где вы провели лучшие баскетбольные годы, родным для вас стал?
- Безусловно. С той командой у меня связано много приятных воспоминаний. Прежде всего - это выход в "Финал четырех" Евролиги в 1996 году. Жаль, заняли тогда только третье место. Но по тем временам и такой результат считался супердостижением. Это сейчас ЦСКА - один из самых богатых клубов Европы, а тогда единственным легионером в команде был Джулиус Нвосу…
- С кем из бывших товарищей по ЦСКА поддерживаете связь?
- Да почти со всеми. Это и Вася Карасев, и Игорь Курашов, и Серега Панов, и Гундарс Ветра... Дружим семьями и с большинством работников армейского клуба тех лет, некоторые из которых работают в ЦСКА и по сей день. В общем, очень рад возможности еще раз выйти на площадку с моими боевыми товарищами.
- Как игрок, вы не застали великое противостояние 80-х между Москвой и Каунасом. Для вас "Жальгирис" - достаточный раздражитель?
- На площадку я не выходил, но битвы ЦСКА и "Жальгириса" помню отлично. Следил за ними по телевизору и помню тот накал, когда вся страна фактически делилась на два лагеря, у некоторых даже в семьях был раздор из-за этого... Понятно, ветеранский матч в воскресенье будет в большей степени шоу. Но все равно, выйти на площадку против Сабаса для меня - огромная честь.
- А ведь в 1989-м вы 20-летним пацаном уже тренировались с Сабонисом и другими олимпийскими чемпионами Сеула?
- Да, побывал тогда на одном сборе, в Таллине, перед чемпионатом Европы, куда меня, разумеется, не взяли. Но впечатлений хватило надолго вперед! Я словно ходил по музею. Смотрел на Сабониса, Куртинайтиса, Волкова как на небожителей…
В конце сбора случился забавный эпизод. Мы играли контрольный матч с каким-то испанским клубом. Не помню, кто из наших получил пять фолов, и меня выпустили на последнюю атаку. Я подобрал мяч, на мне сфолили... Пошел бить штрафные при счете "-1". Тренер взял тайм-аут, за ним еще один. Все это время я был уверен, что забью, но вышел на линию - и промазал. Дважды! Долго потом мялся, боялся зайти в раздевалку - думал, прибьют. Но тут вышел Тийт Сокк: "Давай, молодой, заходи. Сами проиграли! Ты просто штрафные не попал..."
- А чем запомнился ЧМ-1994?
- Первый матч против звезд НБА во главе с Шакилом - это было нечто. Думали, они нас просто порвут. Но мы вышли и сыграли на своем уровне... Говорят, американцы нас по-настоящему испугались, поэтому настроились на финал, где мы опять встретились, как на последний бой. А наша команда была так обрадована полуфинальной победой над хорватами, что до четырех утра не спала: все сидели, болтали, никто не хотел идти спать. Финал же был назначен на 12 утра... Ну и американцы "раскатали" нас уже в первой половине.
- Правда, что после того турнира вы могли попасть в НБА?
- Да. Но помешали два обстоятельства. Во-первых, ни у кого из нас не было агентов, мы не знали, как вести переговоры, хотя мною, например, интересовалось "Чикаго" Майкла Джордана… А во-вторых, не хотелось ехать в НБА и сидеть там на "банке". Ведь в ту пору отношение к европейцам в Америке было довольно настороженным, и даже звезды не всегда пробивались в основу.
- Через четыре года вам удалось победить сборную США, пусть и составленную из игроков, выступающих в Европе, в полуфинале ЧМ…
- Да, решающий проход Панова на последних секундах той игры - одна из самых славных страниц в истории нашего баскетбола. А вот поражение от югославов в финале - пожалуй, главное разочарование… Стань мы тогда в 1998-м чемпионами мира, может, вся дальнейшая моя карьера сложилась бы по-другому. Не исключено - поиграл бы и в НБА…
Впрочем, сегодня ни о чем не жалею. Я ведь занимаюсь любимым делом: работаю с молодежью "Спартака" и с юношеской сборной России и получаю от этого огромное удовольствие.
Евгений АТАРОВ