Газета Спорт-Экспресс № 33 (6097) от 15 февраля 2013 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 февраля 2013 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 1/8 финала. Первые матчи

Многие считают Жозе Моуринью главным кандидатом в преемники сэра Алекса в "Манчестер Юнайтед". Но быть супертренером и быть Фергюсоном - не одно и то же.

50 ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА

Жозе Моуринью не стал главным героем первого акта этой пьесы. Возможно, что-то изменится в акте втором. Но приз за лучшую второстепенную роль ему обеспечен.

Сценка, подмеченная оператором в перерыве, поселилась у меня в голове, как приехавший из Сибири незваный дальний родственник, вытеснив оттуда и вознесение Криштиану, и Варанов фол, и ликующего Уэлбека. Моуринью сидит на лавке, как на троне, половина лица в тени, половина на свету (как же любят эту игру света и тени на его лице фотографы…), а непримиримая воля к победе в глазах маскирует одиночество. Вокруг никого.

Всю трансляцию - то ли случайно, то ли намеренно - Моуринью отлавливали, когда тот был один. Он то у бровки, то на скамейке, то уходит, ругаясь, в подтрибунное помещение. Не исключено, что это лишь игра хитроумного режиссера, основанная на расхожих представлениях об Особенном. Но глазу не нужен приказ, чтобы остановиться на огне, воде или декольте. И телекамера любит видеть Моуринью одиноким.

А вот Фергюсон постоянно в окружении людей - помощников, запасных, даже на фоне каких-то болельщиков. Он не живет по принципу "пришел - увидел - победил", а работает классным руководителем, у которого одни ученики сменяют других, а самый верный из них, Райан Гиггз, на его глазах прошел путь от юношеских прыщей до седин.

Моуринью к своим 50 годам выиграл больше, чем кто бы то ни было. В том же возрасте у Йохана Кройфа и Валерия Лобановского было по 15 трофеев, у Оттмара Хитцфельда - 14, у Алекса Фергюсона - 13. В коллекции португальца 20 титулов. Реальная угроза лишь одна - 42-летнему Хосепу Гвардьоле остается восемь лет, чтобы добавить как минимум семь трофеев к уже имеющимся 14.

Вот только в отличие от всех перечисленных, Моуринью гораздо проще представить в окружении 20 кубков, тарелок, бидонов и ваз, чем в окружении 20 людей, друзей, детей или хотя бы собак, как Игоря Денисова. В кубки, конечно, можно налить. Но с ними не выпьешь.

Чтобы реализовать свою мечту - стать наследником сэра Алекса в "Юнайтед", Моуринью недостаточно остаться тем, кто он есть. Придется себя ломать: он это уже сделал однажды, радикально поменяв род деятельности, но три карьеры за одну жизнь удавались прежде разве что Шварценеггеру, который, как известно, сделан из металла. Из переводчика в тренеры, из тренера - в фергюсоны. Под силу ли это Моуринью?

Дмитрий СИМОНОВ