БОРЬБА
Вчера на вопросы "СЭ" ответил исполняющий обязанности президента Международной федерации объединенных стилей борьбы ( FILA ). Напомним, что недавно исполком МОК выступил с сенсационной рекомендацией: исключить и греко-римскую, и вольную борьбу из программы Олимпийских игр с 2020 года.
Ненад ЛАЛОВИЧ: "НЕДЕЛЮ НАЗАД ШАНСЫ БОРЬБЫ БЫЛИ НУЛЕВЫМИ. А СЕЙЧАС - НЕ МЕНЬШЕ 30 ПРОЦЕНТОВ"
В субботу на экстренном заседании бюро FILA прежний президент этой организации швейцарец Рафаэль Мартинетти получил вотум недоверия и был отправлен в отставку, а его пост, пусть и в статусе и.о., занял Ненад Лалович. Этот серб на протяжении многих лет являлся ближайшим соратником своего знаменитого соотечественника Милана Эрцегана, возглавлявшего международную федерацию с 1972 по 2002 годы. "Лалович - один из самых принципиальных и профессиональных людей в FILA . Его честность не вызывает сомнений", - такую характеристику дал новому президенту глава Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. Мне же после беседы с сербом показалось: он действительно прекрасно понимает, что нужно предпринять в нынешней критической ситуации.
- Насколько неожиданной стала для вас рекомендация исполкома МОК?
- Абсолютно неожиданной. Честно признаюсь: мы уже несколько лет понимаем, что у борьбы действительно есть проблемы. Но когда узнали о вердикте МОК, то чуть с ума не сошли! Такие решения принимаются явно не за одну ночь. Значит, чиновники Международного олимпийского комитета провели серьезную работу, оценили и проанализировали положение дел в борьбе. При этом до нас, то есть, до бюро FILA , почти не доходила информация: все останавливалось на бывшем президенте. Это была самая большая проблема. Нам говорили, что все, мол, в порядке - и мы, соответственно, не предпринимали никаких шагов, чтобы предупредить катастрофу. Когда же все случилось, мы были обязаны немедленно отреагировать. Представитель России в бюро FILA господин Мамиашвили проявил самую большую активность. Его роль в "операции по спасению борьбы" вообще невозможно переоценить. Мы прямо сказали Мартинетти: если команда вылетает во вторую лигу, тренер не может сохранить свой пост. В итоге 11 членов бюро проголосовали за отставку Мартинетти, 10 - против. У нас осталось очень мало времени на спасение борьбы. Программа Игр-2020 определится на сентябрьской сессии МОК в Буэнос-Айресе. Но мы обязательно будем биться до конца. Борьба - древнейший и важнейший вид спорта в олимпийской семье. К счастью, в последние дни выяснилось, что очень многие готовы нам помогать.
- Пресс-служба Владимира Путина не исключила, что на одной из ближайших встреч с главой МОК Жаком Рогге президент России затронет "борцовскую" тему.
- Всем известно, что Путин любит борьбу. И не мне вам рассказывать, какое большое значение она имеет в России. У каждого российского борца есть только одна цель - Олимпийские игры. Если этой цели вдруг не станет, я даже боюсь представить, какой вред это нанесет всему вашему спорту. Также обратите внимание, как активна в данном вопросе Америка, у которой тоже хватает сильных борцов. За сохранение нашего вида в олимпийской программе вовсю агитирует бывший министр обороны и большой поклонник борьбы Дональд Рамсфельд. Да что говорить, если даже президент США Барак Обама выразил свою озабоченность сложившейся ситуацией?
- Когда вы лично встретитесь с Жаком Рогге?
- Его администрация назначила нашу встречу на 7 марта. Не ожидал, что получится поговорить так быстро. К счастью, МОК продемонстрировал готовность к диалогу.
- Какие основные аргументы в пользу борьбы вы готовите для главы МОК?
- Прежде всего надо разобраться: в чем конкретно мы виноваты и как можно это исправить? Возможно, претензии связаны с тем, что устав FILA не полностью согласован с хартией МОК. Или дело в недостаточном допинг-контроле: пробы забираются только на крупнейших соревнованиях. Все это можно решить. Мы готовы к компромиссам. Как бы то ни было, каждый вид спорта с течением времени должен меняться. Вот, скажем, если бы волейбол не поменял правила 15 лет назад, его, возможно, тоже не было бы на Олимпийских играх. В середине 90-х его никто не смотрел, а сегодня это - интереснейшая игра.
- В качестве одной из претензий называются непонятные зрителям правила греко-римской борьбы, которые, по мнению абсолютно всех экспертов, отбили у этого стиля зрелищность. Кто займется новой редакцией правил?
- Техническая комиссия во главе с олимпийскими чемпионами Михаилом Мамиашвили и Ахметом Айиком (Айик - один из самых титулованных борцов в истории Турции, член бюро FILA . - Прим. Д. О.). Однако раньше 2015 года правила поменять нельзя: сначала предстоит провести эксперименты и принять принципиальное решение на сентябрьском конгрессе FILA . Я искренне верю в наши возможности и способность изменить ситуацию к лучшему. Иначе ни за что не согласился бы занять президентский пост.
- Положа руку на сердце, как вы оцениваете шансы борьбы остаться в олимпийской программе?
- Перед заседанием в Таиланде шансы равнялись нулю. Узнав о вопиюще несправедливом, на наш взгляд, решении, мы поначалу хотели занять крайне жесткую позицию. Однако ссориться с МОК ни в коем случае нельзя. Поэтому, чуть поостыв, мы поняли: нынешние проблемы в итоге могут сделать борьбу более интересной. Поэтому сегодня оцениваю наши шансы минимум в 30 процентов. А если в ближайшие недели будем хорошо работать, они вырастут до 60.
- Обстановка, тем не менее, продолжает оставаться тяжелой?
- Конечно. Но надежды мы не теряем.
- На таиландском заседании в состав бюро FILA был кооптирован Александр Карелин. Какое направление деятельности будет предложено трехкратному олимпийскому чемпиону?
- Саша - один из самых великих атлетов в истории спорта, истинное лицо борьбы. Горе той федерации, которая откажется от услуг такого чемпиона. В борьбе за сохранение борьбы мы обязаны использовать каждый шанс, а Саша Карелин - это весомейший из аргументов. Также в бюро FILA были кооптированы представитель США и глава Федерации борьбы Бразилии.
- После Олимпиады в Лондоне много говорилось о грядущем изменении рамок весовых категорий. Теперь этот проект отошел на второй план?
- Разумеется. Но когда мы узнаем, что подвигло МОК к суровому решению, непременно вернемся и к этому вопросу. Так что предлагаю дождаться 7 марта: мы очень постараемся превратить МОК в нашего партнера.
Дмитрий ОКУНЕВ