ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 25-й тур
Главное дерби страны не выявило победителя, но показало, сколь важную роль в футболе играет отвага .
ПОБЕЖДАЕТ ХРАБРЕЙШИЙ
ЦСКА - СПАРТАК - 2:2
Макгиди, 42 - 0:1. Ари, 46 - 0:2. Муса, 73 - 1:2. Дзагоев, 90+4 - 2:2.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ |
из Лужников |
Это был хороший матч. Игра, которая без сомнения войдет в золотой фонд "русской классики", творимой самыми непримиримыми соперниками нашего футбола. 68 тысяч болельщиков, что заполнили "Лужники", вряд ли были разочарованы. Они увидели то, ради чего обычно ходят на футбол: красивые голы и вратарские подвиги, забитые и незабитые пенальти, самоотверженность и огонь в глазах, радость и отчаяние. Палитра эмоций, полный футбольный набор.
А еще это дерби станет отличным примером того, как много в спорте значит отвага, какие чудеса она способна творить. Поистине всемогущ тот, кто не знает страха. Но горе тому, кто запустил его к себе в душу, дал слабину и опасливо оглянулся назад.
ОТВАГА "СПАРТАКА": 2:0 ВМЕСТО 0:2
"Спартак" ринулся на ЦСКА с той же мощью, с какой переполненные трибуны грянули свои песни, и, уверен, совершенно озадачил соперника, до игры поглядывавшего на соперника свысока. Выглядели ли армейцы теми самыми академиками с тросточками? Нет, до этого дело не доходило. Но отделаться от ощущения, что ЦСКА в первом тайме отнесся к дерби как к самому обыкновенному матчу, не получалось. Так по крайней мере представлялось с трибун.
- Не согласен с такой оценкой, - сказал после игры Слуцкий. - Да, в первом тайме мы еще втягивались в игру, но у ворот "Спартака" возникали моменты, мы не уступали сопернику в желании. Во всяком случае, со скамейки никакой вальяжности в действиях своей команды я не заметил…
Но все познается в сравнении. ЦСКА действительно создавал опасные моменты, вот только моменты эти были результатом класса, а не бешеной самоотдачи, за счет которой бился "Спартак". Я давно не видел в исполнении Сухи таких подкатов, как тот, например, который он исполнил на 36-й минуте против Вагнера, - все было эффектно, чисто и в то же время агрессивно! Непривычно жестко и строго действовал Рафаэл Кариока, за каждый мяч остервенело боролся Ари. Уверен, такой "Спартак" - живой и настоящий - мог бы многих примирить даже с тем местом, которое он занимает.
Если судить исключительно по опасным моментам, то уже к 50-й минуте счет должен был быть 2:0 в пользу ЦСКА. Потому как на 35-й минуте обязан был забивать выскочивший один на один Тошич, а в самом начале второго тайма реализовывать пенальти Вагнер.
Но смелым помогает судьба, а храбрость в первой половине матча играла за "Спартак". В обеих дуэлях победителем вышел Дикань, а на табло горели те же 2:0, только в пользу красно-белых. На 42-й минуте Макгиди разыграл комбинацию с Макеевым и сам же ее завершил, а на 46-й ирландец выступил уже в роли ассистента, снабдив отличной передачей Ари. И вы представьте - сразу после этого Дикань взял пенальти! Сюжетище, настоящий эмоциональный триумф!! Лучшего фона не придумаешь!!!
Казалось, вот-вот в ворота Акинфеева влетит третий мяч, и тогда тысячи людей точно не вышли бы сегодня на работу. "Спартак" сделал почти все, чтобы вписать новую славную страницу в свою новейшую историю. Но не вписал.
ОТВАГА ЦСКА: 2:2 ВМЕСТО 0:3
Потому что дух пробудился и в ЦСКА.
- Обычно матчи, которые складываются настолько неудачно по ходу встречи, редко удается вытянуть, - сказал после игры Слуцкий. - Мы пропустили гол в раздевалку, потом еще один из раздевалки, потом не забили пенальти - в иных случаях такое может надломить…
Надо заметить, что армейцев могли надломить и многие другие обстоятельства. Цауня играл на уколах, Хонда вышел во втором тайме после трехмесячного простоя и всего трех дней тренировок в общей группе (Слуцкий назовет это чудом), Дзагоев приступил к занятиям только накануне. И самое главное, буквально перед матчем случилась трагедия в семье Вагнера - погибла его двухлетняя крестница.
Быть может, этой физической и моральной обескровленностью объясняется та вялость, с которой ЦСКА начал матч? Как бы там ни было, ход игры заставил армейцев взять себя в руки и, наконец, принять те правила игры, которые всю первую половину навязывал "Спартак". А после 10-15 минут лобового рубилова - эмоционально подавить соперника, заставить его нервничать, поселить в нем осторожность и неуверенность и, как итог, подчинить его волю себе и почти полностью раздавить.
Почему "Спартак" поддался, почему вместо того, чтобы прикончить раненого врага, вдруг включил заднюю? Неужели странные замены и почти поголовное отступление к своим воротам в последние 20 минут встречи - результат травм, о которых после матча сказал Карпин?
- К сожалению, травмы не давали простора для маневра, - констатировал он. - Замены были вынужденные, Кариока вообще заканчивал встречу с повреждением. Если бы не возникли такие обстоятельства, то была бы возможность по-другому перестроить игру.
- Замена Ари на Чельстрема за 20 минут до конца тоже была вынужденной? - спросил я у тренера на пресс-конференции.
- Да, он сам попросил его заменить.
Только вот Ари был заменен не на Дзюбу и даже не на Билялетдинова, а на разрушителя Чельстрема, чей выход показался попыткой тренерского штаба красно-белых удержать преимущество. Но не прошло и трех минут, как Муса с передачи Вагнера сократил разницу в счете. Совпадение? Едва ли. И дело не в Чельстреме, а в психологии.
После этого у ворот Диканя вплоть до самого конца шел настоящий "хоккей". Словно ЦСКА все это время разыгрывал большинство, а "Спартак" при первой же возможности выбрасывал "шайбу" из своей зоны. То ли в сторону Уориса, который отскакивал от Игнашевича, как от стенки, то ли просто подальше от греха.
Такие выбросы красноречиво свидетельствовали: отвага окончательно покинула красно-белые ряды, зато поселилась в рядах красно-синих. Они ведь не только в итоге сравняли счет, когда Сухи на 92-й минуте регбийным приемом завалил в штрафной Вагнера, но и в оставшиеся секунды не праздновали, а пытались забить третий.
Когда прозвучал финальный свисток, на половине поля "Спартака" находились все полевые игроки ЦСКА. Спартаковцам же оставалось злиться только на себя, хотя многие направили свой гнев на арбитра Карасева. Поле рефери покидал в плотном окружении охраны.