ФУТБОЛ
Исполнительный директор РФПЛ рассказал, какие сомнения вызывает у него новая программа развития футбола, сколько премьер-лига должна выплачивать РФС и почему пропадает талантливая молодежь.
РФС ПРЕДЛОЖИЛ ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ ПЛАТИТЬ В 2,5 РАЗА БОЛЬШЕ
- Давайте для начала выясним главное: что происходит между РФС и РФПЛ? Конфликт, война, театр абсурда?
- Принципиально неверно говорить, что РФПЛ ссорится с Российским футбольным союзом. Ведь мы часть РФС, мы и есть РФС. Не воюем же мы сами с собой!
Еще я читаю в прессе, что якобы элитные клубы противопоставили себя всему футболу. Это просто абсурд! Так же, как сказать, что Большой театр противопоставляет себя театру в Саратове или Орле. У каждого своя задача, свой регион и свой зритель!
Кроме того, очень обидно прозвучала фраза генерального секретаря РФС Анатолия Воробьева: мол, российские клубы недостаточно вкладывают денег в развитие детского футбола. Это не так. Например, "Локомотив" ежегодно дает путь в футбол 46 тысячам детей через популярнейший турнир "Локобол". Трудно сразу подсчитать, сколько воспитанников московского "Спартака", ЦСКА, "Динамо" и других клубов играют сегодня в премьер-лиге, ФНЛ, ПФЛ и других турнирах. Работа "Краснодара" в этом направлении поражает не только соотечественников, но и иностранных специалистов. Да и победы национальной, юношеских, молодежных сборных - в основном заслуга именно профессиональных клубов.
- Чем именно РФПЛ не устраивает программа развития футбола-2020?
- Знаете, у меня как раз она лежит перед глазами с многочисленными пометками. А рядом, смотрите, стратегия развития на 2006-2016 гг. Они во многом схожи. Но если мы внимательно посмотрим действующую версию, то увидим, что большинство ее положений уже реализованы нашими клубами, в том числе и переход на систему "осень - весна". То есть мы все это время двигались вперед в соответствии с намеченными планами.
А новая стратегия… Она, скажем так, немного странная. С одной стороны, все основные посылы программы-2016 перенесены и сюда. Но есть нюансы, которые сильно настораживают. Например, цитирую: "Необходимость подготовки новой стратегии стала очевидна ввиду нарастания негативных тенденций в системе отношений между отдельными субъектами футбола". О чем вообще идет речь? В чем реальные причины этих "негативных тенденций"? Может, в приходе новой команды управленцев? Или в том, что письма лежат по нескольку недель без подписи в исполнительном аппарате РФС? Или в нечеткости позиции? Или в том, что зачастую диалог по важнейшим вопросам превращается в некорректный по форме монолог, в демонстрацию издалека каких-то папок с материалами каких-то расследований? Доходит до смешного: мы, например, часто несвоевременно получаем официальные решения дисциплинарных и юрисдикционных органов РФС, что затрудняет организацию чемпионата. И в итоге даже не можем сообщить клубу, разрешено ли тому или иному футболисту участвовать в матче. В общем, я считаю, что в структурах управления нужно навести порядок. И перейти на более спокойный, деловой тон.
- Правда ли, что участники конференции РФС даже не получали на руки саму стратегию?
- Именно так. Все, что нам было представлено, - короткая презентация. Как можно голосовать за документ, который даже не видел? Более того, сама повестка дня конференции была изменена. Первоначально в ней вообще не значился пункт о рассмотрении новой стратегии, а только постановка задачи.
- Иногда складывается ощущение, что у президента РФС Николая Толстых просто есть два мнения: его и неправильное.
- Николай Александрович - очень умный, грамотный, образованный человек. Но, конечно, у него особая манера руководства, хорошо известная еще по работе в ПФЛ и Палате по разрешению споров. И его стиль, к сожалению, не поменялся.
- Объясните, какие именно деньги РФПЛ задолжала РФС?
- В соответствии с договором о коммерческих правах мы действительно должны были до 20 марта заплатить РФС порядка 57 миллионов рублей. Этого никто и не отрицает. Но до 30 декабря мы должны были согласовать с РФС и процентную ставку на следующий сезон. Направили соответствующее письмо в Союз и долго ждали ответа. Наконец, получили его. Нам предлагалось заплатить в 2,5 раза больше! 21 марта на общем собрании РФПЛ вместе с президентом РФС был выработан общий подход к дальнейшему сотрудничеству. Решили, что в течение одной-двух недель подпишем официальное соглашение и, собственно, заплатим деньги. В результате окончательный документ до сих пор лежит у Николая Александровича на подписи.
- То есть РФС сам задерживает соглашение и при этом требует за него деньги?
- Я бы не сказал именно так. Но документ действительно все еще на рассмотрении. И после этого очень странно слышать слова господина Воробьева о том, что "РФС сознательно финансово блокируют". Не говоря уже о том, что ведь есть спонсоры, партнеры. Так приглашайте, работайте с ними! В последние годы объем бюджета РФС ненамного отличался от бюджета премьер-лиги, что позволяло союзу достойно развивать отрасль.
Вообще самая главная проблема российского футбола, на мой взгляд, в том, что мы постоянно теряем таланты. Притом это относится не только к игрокам, но и к тренерам, руководителям, судьям. РФПЛ прекрасно понимает, что Россия на Москве не заканчивается. Классическая для нашей страны история: выиграла какая-нибудь юношеская команда региональный турнир. А дальше у нее элементарно нет денег, чтобы поехать на другие, более важные и масштабные соревнования. И у ребят пропадает стимул расти дальше. Лучшие, достойные не получают шанса пробиться в большой футбол.
- То, о чем вы говорите, отражено в новой программе развития?
- К сожалению, нет. В ней вообще не чувствуется понимания, куда должен двигаться наш футбол. Вот в чем принципиальное отличие программы-2016 от новой программы: тогда Виталий Леонтьевич Мутко четко прописал, что футбол должен сам зарабатывать себе на жизнь. Быть самодостаточным, а не просить деньги у государства. В общем, нормальная бизнес-модель.
А в стратегии-2020 этого нет. Безусловно, такое положение вещей не может радовать. Ведь РФПЛ умеет зарабатывать деньги. В клубы приходит большой капитал, а это значит, инвестор хочет прозрачности, четкого понимания, куда и зачем мы идем, как будем развиваться и сколько зарабатывать. И, естественно, стремится активно участвовать в эффективном управлении отраслью, в которую вкладывает деньги. И вполне объяснимо участие в исполкоме РФС таких известных бизнесменов и государственных деятелей, как Якунин, Гинер, Керимов, Авен, Капков.
- И как, собственно, теперь жить? Вы же понимаете, что при таких отношениях между РФС и РФПЛ мы идем в никуда…
- Я так не считаю. Ведь российский футбол - это все мы. И в любой семье, в том числе и футбольной, бывают разные периоды. Сейчас мы действительно подходим к рубежу принятия решения. Самое печальное, что все это может отразиться на клубах премьер-лиги, игроках сборной. Например, вот вернемся мы снова к системе "весна - осень". И что дальше? Тут же в командах будет хаос: никакой стабильности, определенности.
Повторюсь, прямого конфликта с РФС у нас нет и быть не может. Но, безусловно, в нынешней ситуации нужно прийти к единому решению. Научиться слушать друг друга.
Антон МАТВЕЕВ