Газета Спорт-Экспресс № 116 (6180) от 3 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июня 2013 | Бокс и ММА

БОКС

ЕСТЬ ТЕМА

Сегодня мы заканчиваем цикл материалов, посвященный боксерским судьям. На закуску обсудим самый наболевший вопрос, который поедом ест бокс и все, что с ним связано, - коррупцию. Но здесь все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд.

РАСПРОДАЖНЫЕ И НЕПРОДАЖНЫЕ

Не надо думать, что коррупция ломает только общество. Она ломает и того, кто ей поддался. За годы работы в боксерском бизнесе мне довелось наблюдать несколько случаев, когда честный судья ломался. Это всегда было тяжелое зрелище. Особенно когда под влиянием внешних обстоятельств это происходило поздно. Один такой случай стоит у меня перед глазами и сейчас.

"НАЧИНАТЬ ПРОДАВАТЬСЯ НАДО В ЮНОСТИ"

Я встречал этого рефери, которого для удобства далее буду называть Судьей, на разных боксерских турнирах множество раз. Впечатление он производил довольно сложное. Твердая поступь, жесткий бескомпромиссный взгляд, какая-то гордость на грани с чванством в каждом движении. В общем, казалось, что человек это, может быть, и не самый приятный, но абсолютно честный. И очень долгое время так оно и было.

Мне он напомнил одного сотрудника прокуратуры, с которым столкнулся много лет назад. Соседи по даче оттяпали у нас кусок земли, а когда мы стали против этого возражать, попытались нас посадить, используя не самые законные методы. Дело тогда запахло керосином, да еще не в чистом виде, а пополам с дерьмом. Когда тебя обокрали это обидно, но когда вор тебя же еще пытается посадить - это уже перебор.

Я тогда добился приема у этого самого сотрудника прокуратуры, который ведал этим районом. Едва я увидел его, войдя к нему в кабинет, как мне одна за другой пришли в голову сразу две мысли: первая - слава богу, я ни в чем не виновен, иначе он перемолол бы меня своими челюстями, не задумываясь, и вторая - теперь все будет в порядке.

Так все и вышло. Он быстро во всем разобрался. Тут же выяснил, кто состряпал все дело, стиснул зубы, и глаза его сверкнули холодным инквизиторским огнем, а я еще раз подумал, как хорошо, что я ни в чем не виноват. Выйдя из кабинета, рассудил, что, если бы таких людей не было, вся страна развалилась бы в один момент, а если бы их было хоть немного больше, то на московских улицах поубавилось бы бентли и феррари, зато страна зажила бы совсем другой жизнью. Но было ясно и то, почему этого чуда не происходит. На честном служении закону денег еще никто не заработал. Он был очень просто одет, а у дверей его подъезда стоял весьма скромный автомобиль, из тех, что банковские служащие двадцати с небольшим лет уже не покупают как непрестижные.

Так вот, тот Судья показался мне человеком той же породы, и весь его путь вроде бы это подтверждал. А потом в Германии я встретил его в холле отеля и ужаснулся произошедшей с ним перемене. Нет, нет, ничего не говорило о какой-то болезни. Оболочка полностью сохранилась, но человек в ней был уже другой, который только играл, причем не очень умело, того, кем он был прежде. И походка стала не слишком уверенной, и сам он казался каким-то настороженным.

Ему не повезло. На следующий день проходил бой, который сложился не так, как хотели организаторы турнира. Арбитры вынесли крайне сомнительное решение, а самые "беспредельные" очки выставил как раз Судья. Я очень хотел увидеть его после этого, ходил во все места, где он мог появиться, но он просто исчез.

В следующий раз я встретил Судью только на другом турнире. Теперь у него уже изменилась не только походка, но и сама "оболочка" - она как-то поплыла, а от былой твердости во взгляде и половины не осталось. Как я тогда же узнал, он не так давно пережил финансовую катастрофу, все рухнуло, вот и пришлось уже не в самом молодом возрасте изменять своим принципам. Я спросил одного нашего общего знакомого, как ему это дается. "Плохо, очень плохо", - ответил он, - "продаваться, как и развратничать, надо начинать в юности, иначе это приносит мало радости".

ЯЗЫКОМ МИМИКИ И ЖЕСТОВ

Однако далеко не все так совестливы. Я знаю парочку судей-друзей, которые и из чрева матери, наверное, вылезли по блату. Эти пожилые мальчишки с легкостью принимают любое решение, какое им скажут, и ни о чем не сожалеют. Я познакомился с ними во время одной из первых поездок в Германию, почти десять лет назад, - и эти седые шалопаи, на редкость обаятельные в общении, не изменились ни на йоту с тех пор. Все постарели, а они нет. Все так же бегают за девками между своими неправедными решениями и выпивают, рассказывая веселые и похабные анекдоты, в теплой компании. Все про них все знают и все их любят. Кроме боксеров, конечно, и "чужих" промоутеров.

Помню, как один американец жестко заявил немецким организаторам матча, что просто увезет своего боксера и сорвет матч, если эти два жуира будут судить матч. Когда поняли, что он не шутит, их тут же сменили. Я их потом увидел в баре. Они напоминали обиженных надувшихся детей, но после пары кружек пива преобразились и вернули свой прежний облик. Жизнь продолжалась и впереди у них было еще очень много славных судейских решений, так чего печалиться?

Что же касается техники принятия заказных решений, то она проста до безобразия. Бокс вообще до некоторой степени остается "первобытным" бизнесом, здесь не таятся вещей, которые в других видах деятельности уже лет двести как принято скрывать. Так, если с тем или иным судьей нет своих давних отношений, промоутеры его совершенно открыто обхаживают. Это мне тоже доводилось наблюдать далеко не раз, и единственное, что меня удивляло, так это то, насколько никто ничего не стеснялся. Иногда просто хотелось подойти и сказать: "Ребята, может, вы и деньги будете передавать у всех на виду? Чего стесняться-то?"

Не особо церемонятся и непосредственно во время матча. Когда-то меня удивляло, как это у коррумпированных судей часто получаются решения по раундам почти как под копирку. Потом я увидел это в действии. И опять никакого бинома Ньютона здесь не оказалось. Они работают вместе. Обычно договариваются перед матчем о каких-то условных жестах, как правило, простых и неброских. Вот парочка арбитров сидит и между раундами любуется друг другом, а между делом у одного из них все время чешется правый глаз, причем непосредственно в тот момент, когда другой на него смотрит. Ну, конечно, от взгляда чешется. Если бы такая чесотка от чужих взоров была бы у красивых женщин, так они бы из дома выйти не могли. Тем более что чесать у всех на виду пришлось бы совсем не глаза.

Однако все эти жесты используют обычно только судьи, хоть как-то изуродованные интеллектом. Ребята попроще, бывает, просто перемигиваются. Зрелище, между прочим, еще то. Как будто каждые три минуты их пробивает нервный тик.

Но далеко не всегда судьям поручают вести дела самостоятельно. Очень часто "куратор" сидит в зале, и это у него, чуть закончится раунд, начинает чесаться глаз или еще что-то.

НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО

Когда работают настоящие волки коррупционного судейства, все делается очень чисто. Часто третьего судью не трогают, чтобы все выглядело естественно. Вот и получается: один дал победу в одну сторону, двое других - в противоположную. Нам словно говорят: Видите, какая у нас тут демократия? Судейская ориентация, как и сексуальная, тоже бывает разной. Однако бывают случаи, когда одному из арбитров прямо приказывают судить честно или по крайней мере не совсем уж нечестно для пущего правдоподобия. Тут вообще существует множество любопытных приемов. Например, профессиональные коррупционеры из судейского корпуса, даже сговорившись перед боем, специально часто дают немного разный счет. Так у одного получается 115-113 в пользу подзащитного боксера, а у другого 116-112. А что на самом деле он проиграл примерно с таким счетом, так кого это, кроме него самого, волнует?

Впрочем, лучшее - враг хорошего, поэтому часто подобными мелочами пренебрегают. Судьи не всегда гиганты мысли и арифметики - могут и запутаться. Бывают и совсем комические случаи, когда продавшийся судья действует по принципу "заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет". Тогда получается, что, если хоть чего-то понимать в происходящем на ринге, то подзащитный боксер проиграл со счетом 117-111 или 118-110, а ему с тем же счетом отдают победу. Промоутеры этого обычно не любят, так что на этой службе важно не перестараться. Именно поэтому коррумпированные арбитры предпочитают ситуацию, когда им прямо говорят, кому они со всей честностью должны отдавать победу. Так проще и понятнее.

Что со всем этим делать, честно говоря, не знаю. Часто мне кажется, что бороться с коррупцией в боксе - все равно что бороться с алкоголизмом в рюмочной, где половина посетителей уже лежит под столами, а вторая половина скоро к ним присоединится. Как бороться с тем, что является системообразующим явлением? Когда-то говорили: уберите промоутеров, дайте власть телеканалам - и все будет хорошо. Но у телеканалов свои заморочки. Им нужны одни бойцы и совершенно не нужны другие.

Когда-то выдающийся, но абсолютно не зрелищный боксер Уинки Райт сказал о своем коллеге и сопернике Шейне Мосли: "Если бы не он, я бы по-прежнему боксировал на ESPN". Он имел в виду, что Мосли, согласившись драться с ним, позволил выступать на более денежном кабельном канале HBO. В общем, получились, как теперь говорят, те же Фаберже только в профиль. А по-моему, даже хуже: и в профиль и анфас одновременно. То есть власть промоутеров никто не отменил, только теперь еще добавилась и власть телеканалов.

Тем не менее не все так плохо и безнадежно. Во-первых, никто еще не отменил нокаут. Во-вторых, судейский корпус состоит далеко не из одних жуликов. Более того, я даже рискну сказать, что жулики не составляют в нем большинство. Просто когда все в порядке, о судьях никто и не вспоминает. Кто вспомнит о дворнике, если во дворе чисто? А вот если грязи по колено - тогда, конечно, вылезая из лужи, только о нем и говорят. С судьями то же самое. Мы не обращаем на них внимания, если к ним нет претензий, зато если есть…

И потом, у них объективно очень-очень трудная работа, в которой далеко не все объясняется тотальной продажностью. Если не верите, проведите эксперимент над собой. Посмотрите, какой-нибудь равный и спорный бой и посчитайте очки раунд за раундом. Потом уберите свою "карту" куда-нибудь подальше, а через полгода пересмотрите этот бой еще раз, снова посчитайте очки раунд за раундом, а затем извлеките свою старую "карту" и сравните с новой. Если совпадет не только результат, но и разблюдовка по раундам, купите себе конфетку. Вы ее заслужили.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ