Газета Спорт-Экспресс № 120 (6184) от 7 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 июня 2013 | Шахматы

ШАХМАТЫ

В Москве 12 июня стартует Мемориал Михаила Таля.

Илья ЛЕВИТОВ:
"ТАЛЬ - ЭТО БУШУЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ, СВОБОДА И ЧИСТОЕ ИСКУССТВО!"

Супертурнир максимально возможной 22-й категории ФИДЕ собрал звездный состав. В порядке убывания рейтинга он выглядит так: Магнус Карлсен, Норвегия (рейтинг - 2868), Владимир Крамник, Россия (2803), Вишванатан Ананд, Индия (2786), Хикару Накамура, США (2784), Сергей Карякин, Россия (2782), Фабиано Каруана, Италия (2774), Александр Морозевич, Россия (2760), Борис Гельфанд, Израиль (2755), Шахрияр Мамедьяров, Азербайджан (2753), Дмитрий Андрейкин, Россия (2713). Накануне Мемориала Таля обозреватель "СЭ" побеседовал с директором турнира, председателем правления Российской шахматной федерации Ильей Левитовым.

- Что для вас значит имя Михаил Таль?

- Для меня Таль - это и есть шахматы. Чистое творчество, помноженное на колоссальную энергию, личную харизму, и внутреннюю свободу. Ведь шахматы на любом уровне - это прежде всего возможность самовыражения, свобода творчества. То, что дарит человеку настоящее ощущение счастья. Михаил Таль - квинтэссенция шахмат как части мировой художественной культуры. Если бы партии продавались на аукционах, именно его партии стоили бы десятки миллионов евро, поскольку в них чувствуется эта бушующая энергия и та свобода, которую дает искусство.

- Чем нынешний Мемориал Таля будет отличаться от предыдущих?

- Есть принципиальное отличие. Мы впервые решили практически полностью сменить концепцию. Раньше это был турнир, который, по сути, делался ради самих шахматистов. В большом зале игрались партии, за которыми наблюдали любители шахмат. В этом формате очень много минусов, и главный - это соблюдение тишины. Ведь, шахматисты должны играть максимально сосредоточенными, любой шум их отвлекает. Болельщики не могли обменяться мнениями о позиции, просто поговорить, обсудить позицию с комментаторами.

Сейчас все по-другому: шахматисты будут играть в отдельном помещении, которое оборудовано по последнему слову техники. Для зрителей выделено отдельное помещение, где партии будут комментироваться в прямом эфире. Кстати, состав комментаторов не уступает составу игроков. Первый тур 13 июня комментируют финалисты Кубка мира, претенденты на мировое первенство минувшего цикла Александр Грищук и Петр Свидлер. Также зрители смогут поиграть в шахматы, купить книги и просто пообщаться.

- Федерация год за годом старается улучшить условия проведения турнира. Но зрителей все равно не так много, как скажем, в голландском Вейк-ан-Зее или в Париже и Петербурге на Мемориале Алехина. Как думаете, нововведения привлекут московского зрителя на этот раз?

- Мы будем играть на Берсеньевской набережной, в центре новых технологий Digital October. Это сейчас самое модное место в Москве, которое еще и идеально подходит нам в плане организации турнира по новой концепции. Надеюсь, требовательный московский зритель останется доволен нашими новыми идеями.

- Мемориал Таля отличает звездный состав. Как вам удается приглашать в Москву таких звезд, как Ананд, Карлсен, Крамник, Каруана? Есть ли какая-то особая специфика при работе с этими игроками?

- Специфика есть - большие гонорары (смеется). Если серьезно, статус Мемориала Таля сейчас высок как никогда. Благодаря тому, что турнир уже 8-й раз проводится в элитном составе. Шахматисты привыкли, что здесь их ждет прекрасный отель, отличные условия игры и немалый призовой фонд. Плюс удачная игра в таком престижном соревновании открывает дорогу наверх для шахматистов, не входящих в первую мировую десятку. Мы очень ценим, что лучшие шахматисты мира приезжают в Москву каждый год, и создаем для них максимально комфортные условия. Наверное, это тоже немаловажно.

- Когда вы говорите о "дороге наверх" для игроков не из первой мировой десятки, то речь идет, как я понимаю, о российских участниках, для которых Мемориал Таля - практически единственная возможность сыграть со звездами мирового уровня. В этом году мы видим в составе гроссмейстера Дмитрия Андрейкина, но не видим, скажем, очень талантливого Яна Непомнящего. Как вообще проходит "конкурс" на участие в турнире среди российских игроков?

- Сейчас у нас есть семь-восемь шахматистов топ-уровня. Стараемся проводить ротацию, чтобы у всех были шансы сыграть в престижном соревновании. В прошлом Мемориале Таля играл Ян Непомнящий, в этот раз даем шанс проявить себя чемпиону России, победителю многих прошлогодних отечественных турниров Дмитрию Андрейкину. В этом году проводился еще Мемориал Алехина, где сыграли наши сильнейшие гроссмейстеры Владимир Крамник, Петр Свидлер и Никита Витюгов.

- Кстати, какое у вас впечатление о Мемориале Алехина, который проходил в Лувре и Русском музее в Питере?

- Мое впечатление можно обозначить одним словом - кайф. То, что происходило в Париже, вообще уникально. Нам удалось встроиться в культурную жизнь города, где каждый день проходят десятки выставок и концертов. В выходной день у нас стояли очереди на вход. Меня поразила интеллигентная французская публика, которая с огромным вниманием и благодарностью следила за турниром. В такие моменты понимаешь, что при нормальной работе у мировых шахмат огромное будущее и просто гигантский потенциал развития. И если потрудиться несколько лет, придумывать и реализовывать идеи, то можно вывести нашу игру на совершенно другой уровень популярности и финансирования. Но пока люди, ответственные за это, предпочитают только появляться на открытиях наших турниров и приписывать себе заслугу в их организации.

- Призовой фонд Мемориала Таля остается неизменным?

- Да, призовой фонд традиционный - 100 000 евро. Жить участники турнира будут в гостинице Ритц-Карлтон. Да, этот шикарный отель на Тверской всегда идет нам навстречу как в вопросах размещения, так и в вопросах цены. Он очень нравится участникам.

- На 4-м этапе "Гран-при" ФИДЕ в Салониках перед началом каждого тура игроков проверяли металлоискателем. Будет ли что-то подобное в Мемориале?

- Нет. Мы доверяем шахматистам.

- В таком сильном турнире, как Мемориал Таля, у игроков может появиться искушение сделать друг с другом быструю ничью...

- Искушение есть всегда, но быструю ничью сделать не получится. Игрокам запрещено вступать в переговоры о ничьей до 40-го хода. Конечно, если профессионалы такого уровня захотят сделать ничью, никакие правила их не остановят. Но в последние годы Мемориал Таля проходит очень боевито, уверен, что так будет и сейчас.

- Довольно любопытное новшество введено на турнирах в Бильбао и в London Chess Classic : за победу давать три очка, за ничью - одно, ну и проигрыш, естественно, "ноль". Порой это стимулирует игроков вести активную игру. Что думаете об этом нововведении?

- Я не считаю эту идею обязательной. Такая система подходит для шахматистов, которые играют много результативных партий. У всех разные стили игры, и сложно придумать систему, которая объективно оценивала бы уровень соперников в одном турнире. Плюс я не думаю, что это повышает боевитость. Опять же все зависит от стиля. Широв и раньше жертвовал ладьи, Морозевич создавал иррациональные позиции, а Карлсен мучил людей в эндшпиле. Вряд ли новая система изменила или изменит их подход к шахматам.

Юрий ВАСИЛЬЕВ