Газета Спорт-Экспресс № 135 (6199) от 24 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 июня 2013 | Хоккей

ХОККЕЙ

КХЛ

ЗА ПЯТЕРЫХ

Михаил ЗИСЛИС

Попытки увеличить или сократить квоту на иностранцев отдают дешевым популизмом. Ведь нынешний лимит с пятью легионерами стал результатом не одного сезона. К этому варианту шли постепенно, набивая шишки и наступая на грабли.

Да, далеко не каждый легионер, приезжающий в КХЛ, выдерживает конкуренцию. Но разве это серьезный повод для того, чтобы моментально урезать квоту на иностранцев? Для начала неплохо просчитать последствия.

Во-первых, такой шаг неизбежно приведет к тому, что клубы, не обладающие мощными бюджетами, лишатся возможности приглашать более-менее качественных хоккеистов. Десять богатых команд окончательно сосредоточат в своих руках все доморощенные таланты. Этот процесс, к сожалению, идет уже сейчас - удержать от посягательств "олигархов" не удалось даже ставших ограниченно свободными агентами Зайцева, Шипачева, Кетова. А представьте, что будет, если эта тенденция еще больше усилится?

Во-вторых, предполагаемая мера приведет к падению среднего уровня чемпионата. Для "Сибири", "Нефтехимика", "Амура", "Автомобилиста", "Адмирала" ставка на зарубежный рынок - последняя возможность выглядеть конкурентоспособной силой. Даже в сравнении со "Спартаком" или "Витязем" они изначально проигрывают в силу своего географического положения. И переезд в нынешнее межсезонье вратаря Гласса и нападающего Никулина из Новосибирска в Москву именно из этой серии.

В-третьих, российские игроки, претендующие на места в сборной, скорее всего, лишатся должной конкуренции не только внутри своей команды, но и в чемпионате в целом. И как им, спрашивается, расти? Раздутая до 28 клубов лига ускорит этот процесс. Kак тут не вспомнить, что все жесткие противостояния в чемпионате не обходятся без участия иностранцев, начиная с Яласваары и заканчивая чеховскими тафгаями из Северной Америки. Зачем своими руками убирать интригу?

Лимит в пять иностранцев оставляет место для ошибок. Попасть в "яблочко" невозможно даже с каждым новичком с российским паспортом, будь ты хоть гением хоккейного менеджмента. А вот угадать с иностранцем еще сложнее с учетом разницы в менталитетах и недостаточной информации о потенциальном новичке. Таблица, где отражены нужные и бесполезные легионеры, красноречива и в том, что от неподошедших игроков часто избавляются быстро: либо расторгают контракт, либо обменивают. В этом плане жизнь "гастарбайтеров" далеко не сахар.

Может показаться, что ослабление лимита станет благоприятным шагом. Рынок - и без того перегретый - должен по логике стать более вменяемым. Однако на деле это не приводит к снижению запросов со стороны средней руки игроков с российским паспортом. Наоборот, легионеры, проводящие первый сезон за приемлемые деньги, обживаются на новом месте и начинают требовать ничуть не меньше, чем российские хоккеисты.

Словак Радивоевич, только придя в "Спартак", имел скромные даже по тем временам 350 тысяч долларов ежегодной зарплаты. В последние два с половиной сезона он неуклонно снижал свою продуктивность, что никоим образом не нашло отражения в платежной ведомости. В минувшем чемпионате любимец спартаковских фанатов получал почти в четыре раз больше, чем в дебютном. И каждый его гол обошелся в триста тысяч. Теперь "Спартак" от греха подальше собирается выкупать оставшийся по контракту год. Тем не менее на Радивоевича остаются охотники в КХЛ. Парадокс! Так чем эта ситуация отличается от той, которую приводят сторонники увеличения квоты на иностранцев, говоря о зажравшихся русских игроках? А ведь таких радивоевичей, мяенпя, салмел, бергфорсов хватает.

Эти примеры говорят о том, что конкуренция должна оставаться и среди легионеров. Они выступают в лучшей в Европе лиге с лучшими в мире зарплатами. Попасть в нее - это тоже вопрос престижа. Иностранцы должны биться за рабочие места, а не отбывать номер, проведя один удачный сезон. Увеличение квоты до семи-восьми человек еще больше расхолодит "гастарбайтеров". Ведь импортный ресурс ограничен. Очереди из тех, кто хочет отправиться в КХЛ, но не может сделать это из-за жесткого лимита, попросту нет. Заметным фигурам, возникающим на горизонте, моментально следуют серьезные предложения от эмиссаров кахаэловских клубов. Приехали ведь в это межсезонье чех Коварж в "Магнитку" и финн Салминен в Нижний Новгород. А если кого-то волнует тот факт, что россиянам переплачивают, пусть он оценит оклад чешского нападающего Червенки. Тот не смог прижиться в посредственном "Калгари" и вернулся в КХЛ. Причем, как оказалось, по сравнению с тем, что он получал в "Авангарде", его зарплата выросла в два раза.

Лимит на легионеров в нынешнем виде не идеален. Зато худо-бедно поддерживает баланс, помогая клубам средней руки выживать. Если же рубанем сплеча, все может закончиться крахом. А для того, чтобы рос уровень чемпионата и российских игроков в частности, о чем во все горло кричат как сторонники, так и противники нынешней квоты на иностранцев, надо сделать его более ровным. Чтобы СКА и "Ак Барс" суммарным окладом своей первой тройки не оставляли позади всю "Сибирь" или рижское "Динамо".

Логично в первую очередь сделать более жестким не лимит, а потолок зарплат. И по возможности открыть ведомости. В условиях открытой конкуренции "возить тачку" на глазах всей страны не посмеют ни россияне, ни легионеры. Тогда любой генеральный менеджер сто раз подумает, прежде чем позовет на приличные деньги очередную "звезду АХЛ".