ЛЫЖИ
Елена ВЯЛЬБЕ: "ВСЕ, КРОМЕ СОЧИ, ЭТО ЛИРИКА"
Главный тренер сборной России и президент федерации лыжных гонок в интервью "СЭ" настраивает команду на то, что единственным по-настоящему значимым соревнованием года являются Олимпийские игры.
- Мужскую дистанционную команду в межсезонье разделили на две части. Группа Олега Перевозчикова называется группой "А". Она имеет приоритет перед группой "Б"?
- Конечно. Хотя и в команде Эдуарда Михайлова есть ребята, которые уже сейчас рассматриваются в качестве кандидатов на Олимпиаду. Тем не менее в целом команда Перевозчикова сильнее.
- Женская команда тоже довольно многочисленна. Но ее делить не стали.
- У нас нет такого количества сильных лыжниц. У Перевозчикова в прошлом году в команде было 18 человек. Работать с таким количеством очень и очень сложно. Тяжело и тренеру, и спортсменам, которые не получают необходимого внимания. А нам не хочется никого потерять. Многие ребята представляют регионы, где нет возможности обеспечить им все необходимое. Для нас это, конечно, создало определенные сложности: потребовались дополнительные врачи, массажисты, сервис-группа, транспорт. Но пока нас все устраивает.
- Как осуществляется контроль за теми, кто оставлен на самоподготовку: Коростелевой, Седовым и другими?
- Коростелева не на самоподготовке, она просто не попала в сборную. Седов сам выразил желание тренироваться с отцом. Мы насильно в команду никого не тащим. И никого не контролируем. Вы знаете, что у Петра были определенные проблемы со здоровьем, и самоподготовка, возможно, для него самый лучший вариант. Ему сейчас нужно уделять пристальное внимание, что было бы непросто осуществить в главной сборной.
- У Коростелевой будет шанс вернуться?
- Мы не можем возить спортсменов за былые заслуги. Думаю, иногда им полезна определенная встряска, чтобы понимали: нужно более серьезно относиться к тому, что ты находишься в команде и должен выполнять определенные вещи. А когда спортсмен начинает руководить тренером, это неправильно. У Наташи такое было.
- Кто отвечает за контакт с "группой Легкова"?
- Как такового контакта нет. Мы знаем только, где они могут находиться в то или иное время. Всеми организационными вопросами занимается начальник команды, поскольку финансирование они получают из наших средств. Все, что от нас требуется, мы выполняем. И относимся к ним как к спортсменам сборной России. Но что конкретно они делают, нам никто не докладывает. Рето Бургмайстер (тренер Легкова и Черноусова. - Прим. Е.К.) не приезжает и не отчитывается там, где это делают все остальные тренеры.
- Вы не пытались настаивать на более плотном взаимодействии?
- Если люди категорически не хотят, то зачем? Добро на все это изначально давал Виталий Мутко. А я в ту команду не лезла. У них есть последний шанс. Если сейчас докажут, что они сильнейшие, то и у Рето, и у Изабель (Кнауте, физиотерапевт группы. - Прим. Е.К.) будет возможность дальше успешно трудоустроиться. Если нет, карьера этих людей будет под большим вопросом. Думаю, они и сами это прекрасно понимают. То, что после Олимпийских игр они не будут работать с нами, - это точно. Если ребята очень захотят оставить их, пусть попробуют найти еще какой-то вариант.
- Накануне Валь-ди-Фьемме-2013 много шуму наделало ваше заявление, что вы не видите Легкову места в эстафете. В итоге он в нее попал, и команда стала бронзовым призером. То интервью преследовало цель его подстегнуть?
- Многие действительно решили, что это я так Сашу воспитываю. Если это его взбодрило или придало ему злости - хорошо. Но, честно говоря, если был бы здоров Седов, могли быть варианты. Я и сейчас скажу, что как эстафетчику Легкову не доверяю. Как бы это ни было для него обидно. Я никогда не видела, чтобы в эстафете он боролся сверх своих возможностей. Даже на чемпионате мира Саша сделал свою работу хорошо, но не отлично. Есть такой тип людей, который довольно часто встречается в спорте. Они относятся к эстафетной гонке так же, как ко всему остальному. А ведь это - немножко другая история. Посмотрите, например, как бегает эстафету Максим Вылегжанин. Или когда еще выступала я, у нас в команде была Нина Гаврылюк. Никогда и ни у кого не возникало сомнений, что она должна бежать эстафету! Это важно. Тем более что наши ребята не просто могут, а обязаны бороться за золото.
- Как дела у спринтерской команды? В составе группы Юрия Каминского восемь человек, в том числе Александр Панжинский, которого вы по ходу сезона довольно жестко критиковали.
- И продолжаю критиковать. Считаю, что Юрий Михайлович совершил большую ошибку - Панжинского еще два года назад не стоило брать в команду. Если говорить прямо, после Ванкувера-2010 у Саши началась звездная болезнь. Не справился со славой. Отсюда проблемы. На чемпионате мира Каминский обещал, что Панжинский будет в финале, но его там не было. Почему не получилось, меня в данном случае не интересует. Прогресса у него не видно. Более того, идет хороший такой регресс. В спринтерской команде сейчас два основных лидера: Никита Крюков и Леша Петухов. А между ними и всеми остальными - пропасть.
- Николай Морилов принял решение остаться в дистанционной группе Перевозчикова, несмотря на неоднозначный прошлый сезон. Что думаете об этом вы?
- Николай действительно в этом году не выступил на чемпионате мира, хотя и попал туда. Но позапрошлый сезон у него был очень хорошим. Рассуждать о том, правильно он сделал или нет, считаю ненужным. В его нынешней группе есть еще один явный спринтер - Глеб Ретивых. К тому же если говорить об олимпийской трассе, то спринт там такой... не очень спринтерский. Длинный и достаточно тяжелый. И дистанционщики будут иметь определенное преимущество. Сейчас рассматриваем вариант добавить к Крюкову одного дистанционщика-классиста. Конечно, при том условии, что и Никита будет прекрасно себя чувствовать.
- После ЧМ вы сказали, что, распробовав медали на вкус, наши лыжницы поменяют отношение ко всему. Сейчас находите этому подтверждение?
- Даже тренеры говорят, что у девчонок глаза горят совсем по-другому. Они и раньше с утра до ночи тренировались. Но когда ты работаешь, а результата все нет, это очень сложно. А когда есть медаль, пусть и бронзовая, понимаешь, что этот труд был не зря. Что соперницы слеплены из того же теста. Другое дело, что про медали эти сейчас надо забыть. И тренироваться, стремясь в Сочи поменять бронзу на более серьезную медаль.
- Мужчин-дистанционщиков неудача на чемпионате мира подстегнула?
- Могу сказать, что все ребята в нашей команде работают с суперотдачей. Надеюсь, тот же Вылегжанин пересмотрел некоторые моменты. Он больше не приходит на тренировку на час раньше остальных и не уходит на час позже. Еще в прошлом году ему казалось, что он делает недостаточно. И дело не в том, что он не доверяет тренеру, - наоборот. Просто хочет быть лучшим. Я его понимаю. Но возможности человеческого организма не беспредельны. Жадность до тренировок хороша только до определенного предела.
- Какое место в предстоящем олимпийском сезоне будет отведено "Тур де Ски"?
- Для меня в предстоящем сезоне все, кроме Сочи, включая "Тур де Ски" и этапы Кубка мира, - лирика. Подготовка к Олимпиаде, не более. Даже если на пьедестале "Тура" будут стоять три спортсмена из России, меня это не обрадует, если, не дай бог, у нас не получится на Олимпиаде. Это уже обсуждалось с командой, и не раз. Не могу говорить про группу Легкова, но другие лидеры дистанционной команды, скорее всего, на "Тур де Ски" не поедут. Лидеры у женщин - на 99 процентов тоже. Собираются ехать спринтеры, у которых гонки идут в начале "Тура". Но на этом они и закончат. До конца никто из претендентов на место в олимпийской сборной доходить не будет. Это точно.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА