ХРОНИКА
СОЧИ-2014
С точки зрения спортивной инфраструктуры Олимпиаду-2014 можно проводить хоть завтра. Олимпийский парк и район Красной поляны набиты первоклассными аренами, некоторые из которых не имеют аналогов в мире. Но что ровно за 7 месяцев до начала Олимпиады представляет собой сам город Сочи? Специальный корреспондент "СЭ" провел несколько дней в будущей столице Игр и уехал оттуда крепко озадаченным.
ИМИДЖ - НИЧТО, СПОРТ - ВСЁ
Рано утром в нашей гостинице отключается свет. Я просыпаюсь от страшной духоты, поскольку перестает работать кондиционер. Принимаю на ощупь душ, а оказавшись в коридоре, едва не влетаю в ведро с водой, брошенное уборщицей под дверью моего номера.
- Так во всем районе электричества нет, - парирует мое хмурое "здрасьтедоброеутро" хозяин отеля. - Когда плановое отключение, нас предупреждают, но бывают и внеплановые. Это обычное дело.
Потом я долго перепрыгиваю через траншеи, хаотично разрезающие все окрестные улицы, пока, наконец, не добираюсь до остановки и не забираюсь в маленький рейсовый автобус, водитель которого, спасаясь от жары, просто не закрывает во время движения двери.
Так начинается мое утро в столице Игр-2014.
ПОТЕМКИНСКИЕ БАННЕРЫ
Рейсовый транспорт в Сочи передвигается без расписания. Схем его маршрутов найти невозможно, иногда пассажиры просто запрыгивают в автобус на ходу. На входе в автобус висит табличка: "Платить при входе". На выходе - точно такой же плакат: "Платить при выходе". Противоречия - важная характеристика всей предолимпийской жизни города Сочи.
Говорят, что капитальное строительство планируется завершить к 7 июля, ровно за полгода до начала Игр. И оставшееся время потратить на работы по отделке и благоустройству. Новые котлованы в городе сейчас действительно никто не роет. Но мелькающие повсюду серые остовы зданий не оставляют надежд обойтись во время Олимпиады без потемкинских баннеров. Собственно, часть из них уже растянута. При этом работа на стройках кипит: в 8 утра и в 10 вечера. Днем гастарбайтеры из Средней Азии в основном разглядывают из окон новостроек проходящих мимо девушек-курортниц или режутся в нарды.
В том, что спортивная часть Олимпиады будет проведена на достойном уровне, сомнений нет. Заявляю это как человек, побывавший в последние три месяца на всех стадионах в Имеретинской низменности, а также на трассах и сооружениях Красной поляны. Все спортивные объекты готовы, пахнут свежим пескобетоном и интенсивно доводятся до ума. Во всем остальном вопросов пока больше, чем ответов. И дело не только в грязи и неустроенности, порожденных грандиозными строительными работами в периметре Лазоревское - Красная поляна - Абхазская граница.
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Прежнего советского Сочи, который выдерживал цунами из организованных отдыхающих и "дикарей" со всего Советского Союза, давно нет. Он сгинул еще до начала олимпийской стройки, в тот момент, когда проиграл неравную битву анталиям и хургадам. Сейчас курорт завис в полупозиции: с одной стороны, из всех углов лезут остатки прошлой жизни, с другой, город претендует на то, чтобы превратиться в "русскую Ниццу" и после окончания Олимпиады ориентироваться на элитный отдых. Ради этого в Сочи пришли пятизвездные бренды Radisson, Marriott, Hyatt, Hilton. Их отели сейчас лихорадочно достраиваются, а те, кто успел открыться, предлагают номера от 7000 рублей за сутки.
Угол в частном доме при желании можно снять в 7 раз дешевле. Объявления "сдаются комнаты" на улицах Сочи и Адлера по-прежнему не редкость, хотя понятно, что в будущем "дикари" вымрут здесь как класс. Но случится это, скорее всего, не при нашей жизни. Курортная инфраструктура меняется медленно и неохотно, на радость гражданам, ностальгирующим по временам Советского Союза. В платном общественном туалете парка Ривьера продолжает сшибать с ног запах хлорки. А на пляж в центре города приходится пробиваться сквозь хаотично натыканные ресторанные времянки, оглашающие побережье забористым шансоном.
При этом на площади Искусств сделана зона бесплатного вай-фая. Расположенный рядом жилищно-офисный центр запускает инновационную автостоянку, позволяющую парковать машину без участия водителя. На трассе из Адлера в Красную поляну завершается возведение уникального вантового моста стоимостью 2,5 миллиарда рублей.
Гордостью местных властей являются таблички с названиями улиц, повсеместно продублированные латиницей. Правда, моя попытка закосить в сочинском кафе под иностранца проваливается за 15 минут. Все это время официанты ищут меню на английском языке, единственное на все заведение. А когда оно извлекается из-под спуда и отряхивается от пыли, я вижу в нем tcheburek, а также бессмертное ice cream in the ass. и, хохоча, "раскалываюсь".
АДРЕНАЛИНОВЫЙ АТТРАКЦИОН
Около железнодорожного вокзала в Адлере наш автобус проделывает незабываемый маневр, виртуозно вкручиваяcь в коридор шириной не более двух с половиной метров между каменной стеной, строительным забором и ожидающими посадки пассажирами. Ничего страшнее я не видел с тех времен, когда вместе со своим ребенком прокатился по тоннелю со скелетами и привидениями в парижском Диснейленде. Выскочив из "западни" у вокзала, автобус набирает ход, но тут же утыкается в пробку у поворота на аэропорт. Прямо у подножия огромного зеленого олимпийского кольца, символизирующего Австралию.
- Как же я хочу посмотреть в глаза тому человеку, который проектировал эту развязку! - восклицает водитель автобуса, подрезая замечтавшегося на обочине пробки велосипедиста.
Педальный транспорт в Сочи не уважают. Если во французской Ницце действуют более 150 пунктов проката велосипедов, то в нашей Ницце их едва ли наберется с десяток. Дело не только в сложном рельефе черноморского курорта - передвигаться на двух колесах здесь считается непрестижно и небезопасно. Ровно из-за этого на улицах поразительно мало для южного города мотоциклов и скутеров, которые могли бы сильно улучшить транспортную ситуацию. Несмотря на беспросветные пробки, жители Сочи предпочитают поджариваться в железных коробках своих машин и автобусов.
Помимо достопримечательностей в незнакомом городе первым делом обращаешь внимание на транспортную инфраструктуру. Проблемы с ней в Сочи пока выглядят неизлечимыми. Не стыдно, пожалуй, только за железнодорожный вокзал и аэропорт, где уже сейчас сравнительно чисто, а все объявления дублируются на английском языке. А вот на морском вокзале значительная часть площадей занята ресторанами и торговыми точками. И даже если в них продают олимпийскую атрибутику, выглядит это, мягко говоря, странно. Похожая ситуация и на автовокзале, откуда рейсовые автобусы отправляются прямиком в олимпийскую Красную поляну.
МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ
Конечно, гостей в Сочи окружает не один сплошной негатив. Здесь великолепная природа, море, и новые спортивные объекты радуют своими футуристическими формами. Но, как говорит одна моя французская знакомая, главное в России - не ее просторы и не достопримечательности, а люди. Мрачные на улицах, ершистые во время первого контакта, но легко раскрывающиеся при более близком знакомстве. С этой точки зрения желание организаторов распихать гостей Игр по отелям и оградить высокими заборами, за которые будут пускать только обладателей "паспорта болельщика", на мой взгляд, огромная ошибка. Да, туристы-иностранцы получат во время Олимпиады некую иллюзию комфорта, но утратят главное - местный колорит.
Лично я предложил бы оргкомитету срочно "пойти в народ" - выделить деньги местным жителям, желающим принять гостей Игр у себя дома. По сравнению с тратами на весь олимпийский проект это мизерная сумма, зато подобный шаг позволил бы сразу решить много проблем. С одной стороны, в Сочи сократилось бы количество недовольных Играми. С другой, частично решилась проблема размещения туристов да поубавилось головной боли относительно использования новых отелей после марта 2014 года. И, наконец, главное - у гостей появился бы шанс узнать и полюбить наш народ таким, какой он есть, а не его глянцево-матрёшечный образ, который по ходу Олимпиады рискует омрачить какая-нибудь несуразица.
На Игры в Сочи приедут тысячи журналистов. Не все из них - надо это понимать - собираются воспевать красоты черноморского курорта. Многие найдут возможность к чему-нибудь придраться. Тем более что поводов для этого пока достаточно. Разумеется, те из гостей, кто во время Олимпиады не высунет носа из шикарного отеля и комфортабельного автобуса, будут однозначно довольны нашим гостеприимством. Но стоит ли организаторам ориентироваться исключительно на ВИПов?
ДЖОКЕР НА УДАЧУ
Покойный президент МОК Хуан Антонио Самаранч после окончания каждой Олимпиады, независимо от уровня ее проведения, заявлял, что "это были лучшие Игры". Для организаторов соревнований это были самые долгожданные слова, хотя все понимали: продиктованы они не столько реальными фактами, сколько дипломатическими соображениями. После Олимпиады в Сочи мы, вполне вероятно, услышим нечто подобное от первых лиц МОК, хоть дона Хуана нет с нами уже более трех лет. Но действительно ли Сочи проведет "лучшие Игры в истории"?
…Когда мы улетали из Сочи, я позвонил своей французской знакомой и спросил, что привезти ей из будущей олимпийской столицы. Она попросила карту города на английском языке, которую мне, несмотря на интенсивные поиски в городских киосках, обнаружить не удалось. В итоге я купил в подарок игральные карты с символикой Олимпиады-2014 и, передавая их, пожелал, чтобы в феврале следующего года, отправляясь в Сочи на соревнования по биатлону, моя знакомая вытащила джокера.
- Ты знаешь, вам удача будет нужнее, - парировала француженка. - И вообще прекратите думать о том, хорошо ли будет в Сочи гостям из других стран. Сделайте так, чтобы на Олимпиаде было комфортно людям из России. Тогда довольны останутся все, и вы таки проведете лучшие Игры в истории. По крайней мере у вас есть для этого отличный шанс.
Олег ШАМОНАЕВ |
Сочи - Москва |