ШАХМАТЫ
На вопросы "СЭ" ответил Юрий ДОХОЯН - главный тренер мужской сборной России, которая недавно выиграла командный чемпионат мира. Это золото, напомним, стало для россиян первым за четыре года.
"СЛЕДУЮЩАЯ ЦЕЛЬ - ОЛИМПИАДА"
О том, что только Юрий Дохоян, который больше десяти лет был личным тренером Гарри Каспарова, а потом сотворил настоящее чудо с нашей женской командой, способен заставить сильнейшую сборную мира побеждать, говорили многие. Но первый опыт работы с мужчинами - на олимпиаде в Стамбуле-2012 - показал, что все не так просто. Команда во главе с Крамником, Грищуком и Карякиным, безоговорочно лидировавшая от первого до предпоследнего тура, споткнулась буквально на ровном месте (в матче с американцами), и невероятным образом уступила победу армянам. Затем последовал командный чемпионат Европы в Варшаве, где Дохоян выставил экспериментальный состав и вкусил поражение от сборной Турции, не входящей в топ-20, а наши в итоге чудом зацепились за бронзу.
Наконец, чемпионат мира-2013 начался с ничьей с Арменией и жестокого - 1:3 - поражения от США... В тот момент показалось, совладать с этой командой не под силу даже Юрию Рафаэловичу. Но, несмотря на провальный старт, он все-таки сумел привести Россию к долгожданному титулу!
- Когда два года назад федерация предложила вам возглавить мужскую сборную, понимали, что от вас ждут чуда вроде того, что сотворили с женщинами?
- Может, кто-то так и думал. Я был спокоен на сей счет и не считал, что для победы нужны какие-то чудеса. Понимал, что задача не так проста и проблемы явно не лежат в какой-то одной плоскости - психологии или неумении ребят показать свой максимум...
Меня позвали в крайне неблагоприятный момент. Сборная не попала даже в призеры чемпионата мира, сразу за этим показала свой худший результат на чемпионате Европы. А до этого еще была домашняя олимпиада в Ханты-Мансийске, где опять не удалось взять золото (в то время как женская команда, руководимая Дохояном, показала стопроцентный результат. - Прим. Е.А.). У меня была боль за команду и за ребят, которых я хорошо знал. Причем возникало ощущение, что в следующих турнирах может быть еще хуже...
Я долго размышлял, стоит ли браться, ведь с женской сборной выиграл практически все. В конце концов, решил, что это мой долг как тренера, и взял огонь на себя.
- Проработав со сборной два года, поняли, в чем состояла ее главная беда?
- В командных соревнованиях, в отличие от личных, рейтинг или опыт участия в престижных турнирах не имеет никакого значения... Этого не понимают, когда удивляются, сравнивая сборную России и ее главных соперников по среднему коэффициенту, достижениям ее игроков. Далеко не всегда отдельные звезды становятся настоящей командой.
- Как сделать из отдельных личностей команду?
- Если судить по женской сборной, кое-что я умею. Есть огромная разница между сборной-победительницей и командой, которая занимает вторые-третьи места... До моего прихода наши девчонки тоже ничего не выигрывали! Потребовалось почти три года, чтобы вселить в них уверенность в своих силах. Ведь случайных чемпионов не бывает: если ты выигрываешь, значит, делаешь что-то, чего не могут другие. Причем у каждой команды это "что-то" свое, индивидуальное, нельзя просто скопировать и тоже начать выигрывать. Это хорошо видно, например, по мужским сборным Армении или Украины, которые никогда не считались явными фаворитами какого-то турнира, а выигрывали гораздо чаще, чем наша команда.
- С женщинами, чтобы начать обыгрывать всех подряд, вам хватило трех лет. Для того чтобы начать регулярно выигрывать с мужчинами, нужно больше?
- Трудно сказать... Я бы не стал зацикливаться на мне. Преувеличение чьей-либо роли в команде автоматически ведет к снижению ее силы. Дело-то не во мне и не в отдельных шахматистах - незаменимых, на мой взгляд, нет или почти нет, - а в том, как поставлена работа, как устроена командная "химия". Иногда ошибкой в работе бывает желание отказаться от игрока, который, может, выступает не очень хорошо, а на самом деле играет большую роль в команде. Например, везет на себе "черный цвет" или берет на себя какие-то другие психологические обязательства, которые в конечном итоге дают возможность полностью раскрыться другим ее игрокам.
Команда - это живой организм, в котором ко всему надо подходить в комплексе. У меня уже достаточно практического материала, чтобы судить, на что способна эта сборная России. Был опыт олимпиады в Стамбуле, чемпионатов мира и Европы. Не говорю, что мы не совершали ошибок... Гармония команды в том, что все собрались вместе - и сделали результат. При этом не имеет значения, кто из ее членов сыграл лучше или хуже, воспринимать нужно общий итог. В этом главная разница!
Ответить на вопрос, когда мы начнем обыгрывать всех подряд, невозможно. Ведь это зависит не только от нас, да и конкуренция в мужских шахматах гораздо выше, чем в женских. Там россиянкам приходилось бороться фактически только с Китаем, Украиной, может, еще с Грузией и Польшей. У мужчин все сложнее... Есть Армения с ее богатыми победными традициями и с не меняющимся на протяжении многих лет составом, есть Украина, Азербайджан, Китай, который стабильно начал занимать в чемпионатах мира вторые места, молодые, амбициозные команды США и Франции. Есть готовые преподнести сюрприз вроде Голландии или Германии. Сейчас уже ни у кого не выиграешь "на классе", надо каждый раз выкладываться по полной.
- Вы уже нашли "своих" шахматистов?
- Когда только пришел, искренне считал, что моя обязанность как тренера - дать возможность всем кандидатам в сборную попробовать свои силы. По этой причине, кстати, и возникла идея о двух командах перед чемпионатами Европы и мира.
- Шли на риск?
- Безусловно. Посмотрел разных игроков, как они взаимодействуют друг с другом, и сделал для себя определенные выводы. Самым важным для меня было то, умеют ли ребята быстро и эффективно устранять свои недостатки, которые особенно проявляются при игре за команду. Одни меня убедили, другие, увы, нет.
- Исходить надо исключительно из результата турниров?
- Нет. Например, я остался очень доволен Петром Свидлером, даже несмотря на то, что турнир в Варшаве для нас по большому счету не сложился. А, скажем, игра у Володи Крамника в Анталье не пошла, но... он компенсировал это самоотдачей! Примерно то же я могу сказать и об Александре Грищуке и Сергее Карякине. Очень порадовал отношением к делу Ян Непомнящий, на которого в Турции мы откровенно сделали ставку.
- То есть вы уже почти определились с теми, с кем пойдете дальше?
- В большей или меньшей степени - да... Есть шахматисты, которым я безусловно доверяю, которые не подведут. Но это не значит, что двери сборной отныне закрыты для остальных. Как я уже говорил, команда - это живой организм, который постоянно меняется и порой требует свежей крови.
- Перед командным чемпионатом мира в Анталье председатель правления РШФ Илья Левитов говорил: чтобы сборной почувствовать себя сильнейшей в мире, надо хотя бы раз что-то выиграть, а дальше уже пойдет само собой. Согласны?
- Не так чтобы само собой, но почувствовать, что мы можем сделать это, было для всех нас необходимо. И я счастлив, что нам удалось взять золото чемпионата мира, особенно учитывая, какой тяжелой оказалась эта победа. Сейчас надо перевести дух после двух подряд турниров и начинать подготовку к олимпиаде в Тромсе.
- Где от сборной России, как обычно, будут ждать только золота?
- Конечно! По-другому и быть не может...
Евгений АТАРОВ