ФУТБОЛ
Сегодня в Москве состоится заседание исполкома Российского футбольного союза. Оно будет особенным - на нем выступит главный тренер сборной России.
КАПЕЛЛО ХОЧЕТ РЕФОРМ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Судя по всему, заседать члены исполкома будут долго. Проект повестки, опубликованный вчера на официальном сайте организации, содержит 12 пунктов. Ключевые звучат так:
- об итогах выступления национальной сборной команды России в отборочном цикле чемпионата мира 2014 года;
- об очередной Конференции РФС;
- о текущем финансовом состоянии РФС и ходе подготовки проекта годовой сметы РФС на 2014 год.
Обсудят на исполкоме новую редакцию регламента по агентской деятельности. Рассмотрят некоторые аспекты лицензирования клубов. Поговорят о нашумевшей "Стратегии-2020". Не обойдут вниманием Кубок Содружества. В общем, тем хватает, но чтобы не перегружать читателя раньше времени большим объемом информации, пойдем по порядку.
ДЕЛА ФУТБОЛЬНЫЕ
Вопрос первый и главный - сборная. Разумеется, подведение итогов отборочного турнира - лишь повод. Дело этим явно не ограничится. Да и долго ли можно вспоминать минувший цикл, тем более что год сборной определенно удался? Едва ли Капелло, выразивший желание посетить исполком, собрался туда только для того, чтобы услышать "спасибо" и, в свою очередь, поблагодарить всех в ответ. По нашей информации, итальянец преследует несколько другие цели и говорить в своей речи будет не о прошлом, а о будущем.
Глобально тренера беспокоят два вопроса. Он их уже касался в некоторых интервью: календарь, не оставляющий сборной никакого временного пространства для маневра, а также ограниченный выбор игроков.
Начнем с календаря. Большая удача, что жребий отправил нашу команду в группу H и подарил пять дополнительных дней на подготовку к чемпионату мира. 18 мая пройдут матчи последнего тура премьер-лиги, затем футболистам предоставят неделю на отдых, а с 26-го национальная команда приступит к тренировкам в Москве. Таким образом, Капелло получит 22 дня. Не так плохо, хотя для мирового первенства на другом конце света - все же маловато. Попади мы в группу А, на подготовку у нас было бы всего 17 дней.
Для сравнения: Гус Хиддинк перед Euro -2008 работал с командой 23 дня. У Дика Адвоката четырьмя годами позже было 19 дней. При этом голландцам не нужно было тратить сутки на перелет, проходить акклиматизацию и привыкать к совершенно другому часовому поясу.
Разумеется, Капелло хотел бы больше времени. Но, увы, с нынешним календарем уже вряд ли что-то сделаешь. Заходила речь о возможном переносе финала Кубка России и сдвига матчей чемпионата дней на пять, но пока эта информация не подтвердилась. Полагаю, Капелло, выступая сегодня на исполкоме, будет говорить уже о следующих турнирах.
Слова дона Фабио могут стать отличным козырем для тех, кто ратует за возвращение к системе "весна - осень". Ведь объективно старая схема оставляла гораздо больше возможностей для календарных маневров. Итальянец, похоже, разделяет эту точку зрения. Многие члены исполкома, кстати, тоже.
Второй вопрос - проблема выбора. Сейчас у Капелло, по его словам, есть в распоряжении некий список из 64 человек, из которого он и формирует заявку сборной. Проблема в том, что этот список - не плод долгих размышлений тренерского штаба, а в принципе все имеющиеся в наличии профессиональные футболисты, регулярно выступающие в высшем российском дивизионе.
Поясняю: 16 команд премьер-лиги с учетом лимита на легионеров обязаны выпускать на поле не меньше четырех россиян. Чаще всего этим числом команды и ограничиваются. 16 х 4 = 64. Такая вот невеселая арифметика. Даже если таких игроков 66 или 67, разница не слишком велика.
Что может предложить исполком в ответ на недовольство тренера сборной? Вновь ужесточить лимит? Увеличить количество команд в премьер-лиге до 18? Ходят слухи, что последний вариант вполне реален, однако пока слабо представляется, как 8 россиян из условных "Мордовии" и "Алании" могут помочь национальной команде.
Но какие бы еще вопросы ни поднял Капелло, ясно одно: его беспокоит будущее, причем будущее не ближайшее, а отдаленное. Означать это может только то, что ситуация с продлением соглашения до 2018 года близка к развязке. Не исключаю, о положительном решении будет объявлено в ближайшие дни. А может, чем черт не шутит, и на сегодняшнем исполкоме.
ДЕЛА КАБИНЕТНЫЕ
Остальные пункты повестки возвращают нас в дебри подковерной борьбы разных идеологий в российском футболе, но не посвятить этому несколько строчек нельзя.
О финансовом положении РФС уже было сказано немало, и к этой малоприятной для Николая Толстых теме его оппоненты (в том числе и из исполкома, который формировал не президент), безусловно, вернутся. Не случайно накануне получило распространение открытое письмо за подписью депутатов от четырех фракций Госдумы с требованием, цитирую, "предпринять решительные шаги по выведению РФС из финансового кризиса". В качестве одной из мер парламентарии, ведомые представителем ЛДПР Игорем Лебедевым, предложили ввести внешнее управление экономической деятельностью организации. Намек, думаю, понятен.
Могут ли Толстых сегодня "выразить недоверие"? Нет. То есть сказать что-то вроде "не верим", конечно, имеют право, но никаких оргвыводов сейчас не последует. Досрочно снимать президента с должности может только конференция РФС, а она состоится в последних числах февраля или в самом начале марта - по странному совпадению, вскоре после Олимпиады в Сочи, когда есть вероятность, в нашем спорте также произойдут некоторые кадровые перестановки. По-видимому, конкретную дату конференции и утвердят на сегодняшнем исполкоме.
Чем ответит Толстых? Помимо его традиционных "коньков" - лицензирования (клубы хотят взять этот процесс в свои руки, но президент не дает) и агентской деятельности (борьба продолжается) - важное место наверняка отводится утверждению положения о Финансовом комитете РФС. Сегодня этот орган, чьим председателем является Евгений Гинер, выполняет функции своеобразной внутриведомственной счетной палаты: анализирует годовую смету и отчет об ее исполнении, а заодно консультирует исполком по финансовым вопросам. Уж не хочет ли Толстых разнообразить деятельность комитета и предложить ему поучаствовать в поиске спонсоров, а впоследствии - разделить ответственность за успехи или неудачи? Это было бы любопытно.