ОЛИМПИЗМ
НА ЧЕМОДАНАХ
ЛУЧШИЕ ЛЮДИ
Сергей БУТОВ
Изучал на днях, забравшись на не застегивающийся олимпийский чемодан, результаты свежего опроса ВЦИОМ и хватался за голову. Только четыре (!) процента опрошенных смогли назвать все виды спорта, входящие в программу Олимпиады, которая семь лет тому назад благодаря цепочке удивительных совпадений стала для 143 миллионов россиян домашней.
Новогодний хмель не выветрился? Да нет, опрос проводили еще в середине декабря. Выборка тоже в норме, 1600 респондентов. Какого лешего тогда лишь каждый двадцать пятый из нас в состоянии правильно перечислить полтора десятка видов спорта?! Чего тут сложного?..
Оказалось - есть чего. Я раздраженно жонглировал в уме названиями, но никак не мог собрать воедино искомые полтора десятка. То керлинг выпадет, то лыжное двоеборье за прыжки с трамплина зацепится…
Тьфу!
Очутившись среди 23 процентов респондентов, правильно назвавших большинство видов, я продолжал изучать результаты опроса. Некоторые из олимпийских дисциплин оказались известны 40 процентам. Наконец, еще 30 не смогли определиться ни с одним зимним спортом, который железно входил бы в программу сочинских Игр. Причем эта "тридцатка" почти поровну поделилась на тех, кому все-таки была бы интересна такая информация, и тех, кому она до лампочки.
Самый неопытный наблюдатель мог бы вывести из этой нехитрой цифири закономерный итог: в феврале России в самом широком смысле этого слова предстоит знакомство с зимним олимпийским спортом.
Каким это знакомство окажется - шапочным и формальным или искренним и трогательным, - один из ключевых сюжетов сочинских Игр. Потому что от этого во многом зависит степень человеческой теплоты, которая будет исходить от оказавшихся в Сочи людей. И по которой во всем мире и в самой России (что не менее важно) станут судить о том, удается нам Олимпиада или нет. Ощущение это формируется стремительно, в первые же дни и, как правило, не обманывает.
Мудрые люди, отправляя меня в 2006-м на первые в жизни Игры в Турин, утверждали, что самые главные там - волонтеры. Я не очень верил до тех пор, пока два года спустя в Пекине не увидел, как девчушка-китаянка со смешными косичками пыталась облегчить страдания велосипедистов, только что закончивших двести с чем-то километровую групповую гонку.
Проведя на трассе более шести часов под палящим солнцем в условиях 94-процентной влажности, гонщикам было уже все равно. Но она по-прежнему бежала рядом, трогательно держала над ними своими маленькими руками несуразно большой зонт и пела диснеевскую песню про "Этот маленький мир". Очевидно, это была единственная песня на иностранном языке, которую юная волонтерша знала наизусть.
На ухабистой дороге от социализма к капитализму мы явно где-то растеряли способность проявлять заботу друг о друге. И что представляет собой волонтерство по-русски, сейчас, до начала Сочи-2014, не понимает никто. Хочется верить: это не означает, что такое чувство в нас, россиянах, больше не живет. И у нас нет дефицита девчушек с косичками, способных согревать человеческим теплом тех, кому это очень нужно.
Больше всего будет нужно, конечно, спортсменам: нашим и иностранным. Но нашим - больше. Слишком часто мы оставались с ними в одной лодке только в дни побед. Слишком часто в дни поражений они превращались для нас в марсиан - "не оправдавших", "не доказавших", "разочаровавших".
Пора остановиться, наконец. Тем более такой удобный повод. Две сотни с небольшим олимпийцев - лучшее, что огромная страна вылепила своими усталыми руками. Стыдиться нечего: ведь за каждым из них стоим мы сами. А умение по достоинству оценить чужой успех - широкий шаг на пути к успеху собственному.
Осталось выждать стартовой сирены-ревуна, и эти успешные в своей профессии люди начнут работать, оправдывая перед народом вагоны мяса, хлеба, масла, сахара, мазей, парафинов, коньков, экипировки, трикотажа - всего того, что было съедено и сношено за эти годы. Есть все предпосылки для того, чтобы сборная России показала лучший в истории результат на зимних Играх, перекрыв показатель Лиллехаммера-1994, где она выиграла 23 медали.
Сейчас не разобраться толком, кто из наших олимпийцев-2014 чемпион, а кто - седьмой в мире. Мы все хотим, чтоб первых было больше, чем вторых. Но непременно найдутся и вторые. И давайте не будем делать вид, что эти вторые - "не из нашего спортзала".