ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
КОМАНДНЫЙ ТУРНИР
Алексей МИШИН: "НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО МЫ С ЖЕНЕЙ ВЕРНЕМСЯ ЕЩЕ РАЗ"
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Сочи |
Тренер олимпийского чемпиона Турина появился в главном пресс-центре по приглашению компании "Самсунг" на очень непродолжительное время, сразу объяснив, что не может задерживаться в столь важный для себя и своего спортсмена день - через несколько часов Евгению Плющенко предстояло впервые выйти на олимпийский лед. Однако любезно согласился ответить на несколько вопросов.
- Существует мнение, что спортсмен во время Олимпиады вообще не должен думать о том, что выступает на каких-то особенных соревнованиях. А должен работать, как на самой обычной тренировке. С вашей точки зрения, это возможно?
- Конечно, нет. Попробуйте убедить космонавта, который летит на Марс, что он всего лишь совершает прогулку вокруг своего поселка на маленьком вертолете.
- Тем не менее от ваших коллег можно нередко слышать фразу: "Катайся, как на тренировке".
- Ну и пусть они так говорят.
- То есть вы настраиваете своих спортсменов как-то иначе?
- Без комментариев. Это мой секрет.
- Какие вообще существуют приемы, чтобы отвлечь спортсмена от мыслей о предстоящем выступлении? Приходилось ли вам эти приемы по отношению к своим ученикам использовать?
- Полностью отвлечь человека в таких случаях нельзя, но помочь ему, безусловно, можно. Мне неоднократно приходилось это делать. Как? Это тоже мой тренерский секрет. Хотя я не сторонник длительных разговоров со спортсменами.
- Вы готовили Евгения Плющенко к четырем Олимпийским играм. На каких из них ощущение своей роли как тренера было более сильным?
- Словосочетание "более сильным" тут не совсем правильное. Я бы сказал, более разным. Если на первых двух Играх нужно было больше учить, то в Ванкувере моей задачей было сопровождать и оберегать от ошибок в подготовке.
- Учить чему?
- Не хочу детализировать.
- Вам когда-либо приходилось чувствовать, что вашего тренерского присутствия возле ученика становится слишком много?
- Это, думаю, вопрос внутреннего такта - вести себя так, чтобы избежать подобных ситуаций. Причем относится это не только к спорту.
- Когда в Лиллехаммере выиграл ваш ученик Алексей Урманов, вы рассказывали, что пришли на каток без фотоаппарата - чтобы не спугнуть свои ощущения от возможной победы.
- Это правда.
- Существуют ли какие-то приметы сейчас?
- Да.
- Применительно к нынешнему выступлению Плющенко вы разрабатывали какую-то тренерскую тактику?
- Конечно. Это прежде всего касалось тренировок в Сочи. Все они были подробнейшим образом расписаны, как и дни отдыха. Хотя когда в один из дней мы не пришли на каток, некоторые журналисты тут же усмотрели в этом какой-то негатив.
- Как считаете, предыдущий олимпийский опыт мешает спортсмену выступать или помогает?
- Так ведь у спортсмена не бывает выбора. Если опыт есть, значит, он есть, и от этого никуда не деться. В каких-то ситуациях этот опыт может помешать, в каких-то - помочь.
- Но ведь у вас есть возможность сравнить: на первых Играх - в Солт-Лейк-Сити - у Евгения Плющенко такого опыта не было, сейчас его более чем достаточно. В каких именно ситуациях опыт мешал?
- До тех пор, пока не закончились соревнования, я вообще не хотел бы говорить о Евгении.
- Тогда давайте поговорим о вас. Патентуете ли вы свои тренерские методики?
- Хотелось бы, конечно, чтобы это было возможно, тем более что мои методики распространены по всему миру - от Новой Зеландии до севера Канады. Я здесь выступаю в роли Михаила Калашникова, который изобрел свой знаменитый автомат, но тоже так и не запатентовал его. Что до самих методик, я назвал бы их концепцией. Которая начала складываться еще тогда, когда я сам заканчивал кататься и сидел дома со своим папой в размышлениях, что и как делать дальше. Именно эта концепция в свое время позволила рвануть вперед сразу целой группе моих спортсменов - Алексею Урманову, Олегу Татаурову, Руслану Новосельцеву.
Один знаменитый шахматный игрок - не вспомню сейчас его фамилию - написал книгу о шахматах под названием "Мой метод" (речь идет о книге советского гроссмейстера Иосифа Дорфмана "Мой метод в шахматах". - Прим. Е.В.). Думаю, что вскоре такую книгу напишу и я.
Возвращаясь к вопросу, вспомнил сейчас, кстати, как в свое время Аркадий Райкин с успехом выступал на эстраде с миниатюрами Михаила Жванецкого, при этом фамилия автора много лет вообще нигде и никак не упоминалась. Так и с моей методикой: используют все, хотя никто в этом не признается. Моя любимая история, как одна американка приехала как-то на семинар в Германию, пришла на тренировку и спросила меня: "Ой, а ты тоже работаешь по системе Мишина?" Только сейчас мне удалось запатентовать одну из разработок, которую мы делали вместе с инженером Шапиро. Хотя о том, что многие изготавливают аналогичные устройства нелегально, мне тоже известно.
- А почему вы до сих пор не запатентовали свою модель ботинок для фигурного катания? Ведь именно вам принадлежит идея срезать каблуки, заставляя таким образом фигуриста более амплитудно работать голеностопом и соответственно делать более мощные отталкивания на прыжках?
- Идея действительно моя, и я считаю ее правильной. Пробовал запатентовать, вместе с WIFA - австрийской компанией, производящей ботинки для фигуристов. Но до конца эту задумку не довел. При моем уровне занятости мне нужен специальный человек, который мог бы заниматься подобными вопросами. К сожалению, такого человека у меня нет.
- Для спортсмена его последний старт - всегда особенный. А что чувствуете сейчас вы как тренер, зная, что выступление в Сочи завершит карьеру вашего самого яркого ученика?
- Я не отношусь к Играм в Сочи как к какой-то черте, которая подведет итог моему 20-летнему сотрудничеству с Плющенко. Это касается и совместных тренировок, и вообще всей жизни. Мы соединены слишком большим количеством точек соприкосновения - от заточки коньков и выбора хореографов для программ до строительства домов и выбора автомобиля. Тем более что Женя совершенно не намерен прекращать кататься. Не исключаю, что мы вернемся еще раз.
- То есть вы собираетесь продолжать тренерскую карьеру в том объеме, что был до сих пор?
- Да. Я чувствую в себе достаточно сил для этого.