ОЛИМПИЗМ
ХОККЕЙ
Вчера сборная России проиграла четвертьфинальный матч олимпийского турнира финнам - 1:3 и выбыла из борьбы за медали Игр.
ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН!
Андрей КУЗНЕЦОВ
ХОККЕЙНЫЙ ЗАКАТ
Тысячи людей пришли вчера во дворец "Большой" в предвкушении большого хоккейного праздника - а получили взамен одно лишь желание навсегда забыть 19 февраля 2014-го.
Сжатые последним усилием губы, красные глаза, опущенные полотнищем вниз и шуршащие по асфальту трехцветные флаги. Детские взгляды отсвечивали выражением самой жестокой и несправедливой из всех возможных обид. Пожилые болельщики рвали упаковки валидола, заставляя спецкора "СЭ" вспомнить о словах Валерия Фесюка. "У меня в момент третьей шайбы финнов так сердце прихватило, так перед глазами померкло. Будто время остановилось", - выдавливал после сирены первый заместитель Владислава Третьяка. Если у кого-то из вас не прихватило - значит, вы, как и автор этих строк, просто вдвое моложе исполнительного директора ФХР.
У светового дня на февральских черноморских берегах была в дни этих Игр одна любопытная особенность. Во втором перерыве любого из матчей сборной России солнце еще щедро поливало своими лучами холлы арены-конфетки, а за время третьего периода успевало резко, по-южному укатиться за горизонт. Надежды, которые огромная страна еще лелеяла после сорока игровых минут вчерашнего четвертьфинала, вместе с финальной сиреной вслед за закатом утонули в Черном море. С ними умерла самая красивая спортивная мечта в истории современной России.
Мечтой этой страна жила очень долго. С тех пор как Сочи получил эту зимнюю Олимпиаду. С тех пор как любимая хоккейная сборная была наголову разбита в Ванкувере, а Овечкин, Малкин и Ковальчук заявили: "Даже если НХЛ будет против, в феврале 2014-го мы приедем на Игры порадовать Россию".
Порадовали так, что смотреть хоккей и переживать от чистого сердца за сборную Россия не захочет еще очень долго. Сейчас, когда горечь поражения столь остра, хочется написать "как минимум до следующей Олимпиады".
РОКОВАЯ МОДЕЛЬ
Перебор? Возможно. Но разве проклятый четвертьфинал оставил хоть какие-то чувства, кроме тотальной безнадеги? Бывает, что яркая, золотая по игре и характеру команда уступает в матче великой мечты из-за несчастного случая. Так было, к примеру, на московском ЧМ-2007 в полуфинале против тех же финнов того же тренера Вестерлунда. Или в олимпийском Нагано в 1998-м, когда блестящий Гашек лишил нас хоккейного золота в финале тех Игр. Но сегодняшний случай точно не из этого ряда.
Сборная России потерпела фиаско на домашней Олимпиаде не потому, что "это хоккей и всякое случается". А потому, что к черному четвертьфиналу она целенаправленно шла два последних года. Под руководством нынешнего тренерского штаба.
Сочи-2014 проиграл в первую очередь Зинэтула Билялетдинов. "Благодаря" несостоятельности своей любимой модели, которой он морочил голову всей стране три года подряд.
Знаете, что по ходу Олимпиады шокировало больше всего? Кулуарная информация о жалобах главного тренера в стиле "Малкин, Овечкин и остальные не могут полноценно работать здесь на команду, потому что в своих клубах они вообще в обороне не играют".
Это что, только в феврале-2014 выяснилось? Может, у Билялетдинова не было времени или казенных денег на авиаперелет в Северную Америку? Турне по НХЛ за три года наш главный тренер предпринимал несколько раз, в нынешнем сезоне - даже дважды. Так почему он, профессиональным взглядом видя хоккейные привычки лучших русских нападающих, не задумался над одним простым вопросом: "Смогут ли вписаться в другую, мою, авторскую тренерскую оборонительную модель?"
Если понимал, что вряд ли смогут, почему не поменял эту самую злосчастную модель? Почему с упорством продолжал забивать микроскопами гвозди, уже по ходу Олимпиады попрекая Малкина "маловато помогаешь тылам?". Если другой модели Билялетдинов не знает - мог бы уйти в отставку. Или попросить консультаций у Белоусова, Крикунова, Быкова, других корифеев тренерского цеха страны.
СЛУЧАЙНО ЛИ ПРОИГРАЛИ ФИННАМ?
Приходя в клубную команду, тренер имеет полное право лепить ее в соответствии со своими взглядами и вкусами. К хорошему Билялетдинов быстро привык в "Ак Барсе", где и хоккеистов любой степени таланта можно найти, и иностранца по ходу сезона подвезти, и ломовой на фоне соперников по золотой гонке состав получить за деньги спонсоров.
Работа главного тренера сборной принципиально отличается от клубной деятельности. Специалист собирает всех, кто есть, и выжимает максимум из их сильных сторон. Идеалом такой работы в Сочи-2014 предстал как раз победитель России Вестерлунд. Вдумайтесь только: перед Олимпиадой этот специалист потерял четырех (!) лучших центрфорвардов страны - братьев Койву, Филппулу и Баркова. Трудно представить, какой миллион оправданий услышали бы мы от нашего штаба, если б за золото домашних Игр ему пришлось идти не с Малкиным - Дацюком - Терещенко, а, скажем, со Свитовым, Зиновьевым и Кайгородовым.
Вестерлунд же вместо этого сделал команду, которая влегкую вынесла из плей-офф сильнейшую по именам сборную Олимпиады. Первой звездой черного для нас четвертьфинала стал Теему Селянне. Выбранный на драфте в тот год, когда Билялетдинов доигрывал последний карьерный сезон в клубе и сборной, чемпионом советского аналога Объединенной футбольной лиги становился "Днепр", а половина нашего олимпийского состава-2014 не успела либо появиться на свет, либо дорасти до хоть сколько-нибудь сознательного возраста.
Сравните две кадровые обоймы - и поймете, чей тренер стремился победить любой ценой, а чей - прошибить лбом запертую дверь.
Отработке большинства, кстати, в Сочи на тренировках уделяли львиную долю внимания и наша сборная, и финская. Только у команды Суоми в матчах реализация лишнего шла со снайперской четкостью-неумолимостью, а у нас этот показатель находился на уровне женских хоккейных команд. Еще один штрих о качестве работы внутри команды-полуфиналиста и команды-фиаско Олимпиады.
Окончание - стр. 5