ОЛИМПИЗМ
Актер, шоумен и телеведущий - о моцартах фигурного катания, тонкостях общения с Альбертом Демченко и олимпийском наследии .
Михаил ШАЦ: "...И ТУТ Я УВИДЕЛ Катарину ВИТТ!"
Александр КРУЖКОВ |
из Сочи |
Шац приехал в Сочи не как болельщик, а в составе бригады "НТВ плюс". С Яной Батыршиной ежедневно вел прямые эфиры из главной студии, расположенной у дверей "Большого". Отработав, он вышел на улицу с рюкзачком. Ближе к полуночи на сочинских ветрах уже бодрит, но предусмотрительный Михаил натянул перчатки и вязаную шапку.
Мы шагали по Олимпийскому парку. Только-только отгремели медальная церемония и концерт. Величаво пылал факел. Народ расходился неохотно, стараясь ухватить последние мгновения Игр. Волонтеры, которые здесь сама деликатность, реагировали понимающе. Никого не подгоняли. До закрытия оставалось меньше суток.
- Как вам в Сочи?
- Впечатлений масса. Сейчас попробую разгрести эти пласты. Чего скрывать, большинство моих коллег и знакомых с огромным предубеждением относились к происходящему в Сочи. Я тоже был настроен критически. Боялся обнаружить то, за что потом будет невыносимо больно и стыдно.
Теперь признаю: был не прав. Здесь не Потемкинская деревня. Масштабы поражают. Мы видим не просто новые спортивные объекты - фактически несколько городов, выстроенных с нуля! Там уже могут жить люди!
Перед Олимпиадой все обсуждали баснословную стоимость дороги Адлер - Красная поляна. Но когда приезжаешь сюда, разговоры о деньгах, коррупции, откатах, распилах уходят на задний план. Потому что все построено вовремя! Все работает!
Второе впечатление - атмосфера Игр. Она напоминает студенческие стройотряды, в которых я проводил каждое лето, пока учился в Ленинградском медицинском институте.
- Интересное сравнение.
- Здесь такое же душевное единение людей, предельно открытых, искренне относящихся друг к другу. Никакой агрессии, ненависти, равнодушия - ничего, что отталкивает от спорта и к чему, увы, мы привыкли в Москве. Особенно на футбольных матчах.
Еще своим отношением к делу понравились волонтеры. Мы получили несколько десятков тысяч людей, которые теперь наверняка иначе будут смотреть на мир. Олимпиада стала очень полезной и в профессиональном плане. Телевизионный стаж у меня солидный, но Сочи подарили неоценимый опыт работы в громадных объемах прямого эфира.
- Как говорят в новостях: "Ну а теперь о спорте..."
- Понимаю, к чему ведете. Я сам болельщик, но все эти вещи показались мне гораздо важнее, чем голы-очки-секунды. Хотя наши спортсмены в Сочи постепенно раскочегарились. Даже многострадальные биатлонисты, от которых не ждали чудес. Золото в мужской эстафете - приятный бонус. Какое бы в итоге мы ни заняли место в общекомандном зачете, уже ясно, что это успех. Бесспорный, заслуженный. Ничего фальшивого в нем нет. Единственный скандальчик связан с победой Аделины Сотниковой. Да и раздули-то искусственно. Достаточно открыть протокол, оценить сложность программы фигуристок.
- Кто для вас три главных героя Игр-2014?
- Символ этой Олимпиады для меня - Виктор Ан. Человек, который завоевал в Сочи три золота и бронзу, дал потенциальную возможность для появления нового любимого миллионами вида спорта. Шорт-трек чрезвычайно смотрибельный и захватывающий. Ни в чем не уступает тому же биатлону. Я наблюдал с трибуны победу Ана на 500-метровке, потом в эстафете. Очень круто! Если не быть идиотами, подхватить эту историю, вложить какое-то количество денег в детские школы - и вот вам готовая "медальная" дисциплина.
Второй человек, который меня впечатлил, - Альберт Демченко. Удалось побеседовать с ним, взять интервью.
- С вами он был любезен?
- Да. Я назвал его грозой репортеров, он объяснил свою позицию. Хорошо поговорили. С Демченко надо быть искренним. К тому же он ненавидит штампы. Едва слышит их, сразу начинает журналиста "троллить". А вообще Демченко - мужик! Характер железный! Вдумайтесь - семь Олимпиад позади!
- Он и восьмую вроде не исключает.
- Как я понял, пока Альберт все-таки не определился, будет ли продолжать конкурировать с японцем Нориаки Касаи. Для этого прыгуна с трамплина Сочи - тоже седьмая Олимпиада. Больше таких уникумов в зимних видах нет.
- Герой номер три?
- Сотникову и Липницкую я бы поставил на одну ступень. К Юле в силу возраста после олимпийского золота приклеился образ вундеркинда. Моцарта фигурного катания. Но и Аделина сотворила невозможное - впервые в истории СССР и России наша одиночница выиграла Олимпиаду! А ведь психологически ей было очень трудно. Сначала обида, что не взяли в командный турнир. Затем все сошли с ума по Липницкой. Сотникова же оказалась где-то в стороне. Но героически справилась в нервами.
- Плющенко вас по-человечески разочаровал?
- Да. Это не мужской поступок. Как тут не вспомнить Юстину Ковальчик, победившую в Сочи с переломом стопы! Или Петру Майдич, которая в Ванкувере упала в овраг, сломала четыре ребра, повредила легкое, но вырвала бронзу! Плющенко этого не сделал. Я вовсе не желаю ему стать инвалидом. Просто Евгений для себя раньше должен был что-то решить. Он-то все знал.
- Вы полагаете?
- Думаю, была спланированная акция. А плохо сыгранные театрализованные постановки я не люблю. Другой вопрос, кто подтолкнул к этому Плющенко. Дальше начался нескончаемый поток вранья, в который вовлекли кучу людей. Но ассоциироваться все равно это будет с Плющенко. Ни с кем другим.
- Вы когда-нибудь общались?
- Знакомы немного. После женитьбы на Рудковской его сильно манил мир шоу-бизнес, телевидения. Везде он был желанным гостем. Но в Сочи не встречались. Пожалуй, к лучшему. Мне было бы неловко. Врать не хочу, а делать вид, что ничего не происходит, - глупо. Хотя не стоит забывать и о том, что золото в командном турнире Плющенко завоевал честно.
- Как вы пережили поражение хоккейной сборной России?
- Спокойно. Такой результат не стал откровением. С каждым матчем я терял веру в сборную. Вот если б обыграли финнов, я бы удивился.
- Почему?
- У "НТВ плюс" в "Большом" студия. Оттуда, как на ладони, вся игра. Точнее, ее отсутствие. Это был коллективный паралич. Порой казалось, люди первый раз держат в руках клюшки! Нет выхода из зоны, быстрого развития атаки, нелепые паузы.
Настоящего Овечкина мы видели ровно минуту в стартовом матче со Словенией, когда он забросил шайбу. Почему-то в дальнейшем его скорость и фантастические возможности совершенно не использовали. Открывается - передачу не дают. Реализация большинства - вообще тихий ужас! Это - тренерское поражение. У Билялетдинова был полный карт-бланш. Жаль, такой шанс упустили.
- Удивились, когда он сообщил, что готов продолжить работу в сборной?
- Нет. Понятно, решение экономическое. У Билялетдинова огромная зарплата, занятости после Олимпиады теперь особой нет. Должность, конечно, расстрельная. Но пока приговор приведут в исполнение, можно создать себе неплохой запас.
- Вы общаетесь с хоккейными ветеранами. Что они говорят - если не Билялетдинов, то кто?
- Все обсуждения крутятся вокруг двух вариантов - либо абстрактный зарубежный тренер, либо Олег Знарок. На клубном уровне Знарок выиграл все. Если у него есть амбиции, почему бы не возглавить сборную?
- На Олимпиаде у вас было много встреч. Самая приятная?
- По холлу международного пресс-центра брели с Васей Соловьевым, который комментирует фигурное катание. Вдруг слышу: "О, смотри, Катарина Витт!" Я остолбенел. Те, кто жил в 80-е в Советском Союзе, меня поймут. Тогда Катарина Витт - это было что-то феерическое. Секс-символ. Я завороженно прошел мимо, потом опомнился: "Нет, Вася! Разворачиваемся!" Он попросил разрешения сфотографироваться. Перекинулись парой фраз.
- По-английски?
- Да. Я признался: "Катарина, был вами шокирован..." Она изменилась в лице, переспросила: "Шокированы?!" - "В хорошем смысле", - успокоил я. И поблагодарил за удовольствие, которое доставляла нам в те годы. Катарина давным-давно пропала из виду. И вот на тебе - такой привет из восьмидесятых.
- Увяла?
- Нет, нормальная тетя. На свой возраст выглядит прекрасно. Работает на немецком телеканале. Это еще одно впечатление от Олимпиады - можно запросто поболтать с великими спортсменами, сфотографироваться.
- У вас из зимних видов спорта есть любимый?
- Хоккей, биатлон. Сейчас вот шорт-трек захватил. Фристайл, сноуборд - тоже яркое зрелище. В Олимпийском парке я облазил практически все арены. Ездил и в горы. Для меня это первая Олимпиада, было любопытно посмотреть, как все устроено изнутри. Походить по комментаторским кабинам, послушать коллег. Хотя каких-то прорывов, чего-то принципиально нового в телевизионном показе здесь не увидел. Знаете, кстати, что в Сочи мне понравилось больше всего?
- Что?
- За эти дни на глаза попались лишь четыре машины с мигалками. Олимпийский парк перекрывали только раз. Как на трибунах появлялся Путин, откуда - никто не знает. Но всегда это было тихо, без привычного шухера. Вот бы и на обычную жизнь перенести.
Для меня вообще самый важный вопрос то, что пафосно называется "олимпийское наследие". Чтоб через двадцать лет вся эта красота не превратилась в заброшенный пустырь. Как ее будут использовать? Станет ли Красная Поляна популярным горнолыжным курортом?
- Станет - если цены упадут. А то Денис Мацуев испытал потрясение, увидев там бутылку вина за 10 тысяч рублей.
- Я вино люблю, понимаю в нем толк, но в Сочи цены действительно неадекватные. Например, в ресторане больше ста евро стоит бутылка, которая в Испании продается за семь евро. Поэтому здесь перешел на вина Кубани. Дешевые, но вполне достойные, я не шучу. Других проблем нет.
Наверное, кому-то и глупо повешенный фен в ванной способен испортить настроение, но адекватные люди на этом не зацикливаются. Иностранцам в Сочи вообще нравится. Многие стараются по-русски говорить. Приятно, когда твоя страна становится равноправной частью остального мира. Пусть и заплатив за это большие деньги.