ХОККЕЙ
НХЛ. Регулярный чемпионат
ПЛЯСКИ ОТМЕНЯЮТСЯ
Слава МАЛАМУД
Что-то перестал Александр Овечкин в последнее время красиво и лихо праздновать свои голы. Я даже и не говорю про совсем уж годы вешние, когда он и на борт скакал, и на больную спину Сергея Федорова, и по животу себя хлопал, и ладошку к уху прикладывал, и "ой-не-могу-какая-у-меня-клюшка-горячая". Бог с ней, с детско-юношеской самодеятельностью. Но в последней паре матчей - ни клича победного, ни разящего апперкота в атмосферу, ни даже ликующей редкозубой улыбки. Руку вверх поднимет, голову опустит - да и покатится так, идущим к победному концу гладиатором мимо цезаревой трибуны.
Может быть, Александр не считает уместным праздновать личные успехи, когда кубковая судьба команды плачевна? Может быть. Этим, кстати, он выгодно отличается от Павла Буре (до минувшей среды - единственного россиянина, забросившего по 50 шайб в пяти сезонах НХЛ), который, помнится, с большой помпой отпраздновал свой 60-й гол в безнадежно проваленном командой сезоне. И, кстати, в проигранном матче. Овечкин, чья команда в этом году, несмотря на все его достижения, в плей-офф не вышла, личные успехи на фоне командных разочарований не празднует. Этого у него не отнимешь.
А может быть, это еще один "средний палец" Овечкина в адрес критикующих? Тоже не исключено. Александр любит подчас поглумиться над недоброхотами. То же самое похлопывание себя по животу было ответом на чьи-то инсинуации о том, что капитан "Вашингтона" в межсезонье потолстел. А нынче его критикуют за тот самый ужасный, худший в лиге "плюс/минус" и за его, скажем так, интересные взгляды на игру в обороне. Вот Овечкин и показывает внешнюю грусть после заброшенных шайб. Видите мол, какой я невеселый - это "плюс/минус" меня гнетет. С него станется…
Критика в адрес Овечкина, скажу прямо, основание под собой весьма даже имеет. Дело даже не только в коэффициенте полезности, который в гораздо большей степени отражает качество команды, а не отдельного игрока (а команда "Вашингтон Кэпиталз" в этом году плохонькая), но и он тоже кое о чем говорит. В частности, о том, что в нынешнем сезоне Александр вновь стал донельзя односторонним игроком. Причем даже скорее полусторонним. Вся его нынешняя магия заключена в стоянии в левом круге вбрасывания в большинстве с чуть отведенной назад клюшкой. Заскочит шайба в его владения - последует вжик-щелк и, с большой долей вероятности, гол. Не заскочит - подождем следующего численного преимущества. Настолько узким специалистом Овечкин на моей памяти еще никогда не был.
Но, отметив все это и пожурив форварда за его, с позволения сказать, игру в обороне (представится еще шанс), нельзя не сказать, что пять раз по пятьдесят - это все-таки безумно круто. Пусть при ужасном "плюсе/минусе", пусть односторонне, пусть в большинстве, но это все равно круто. Стив Айзерман, папа и сын Халлы, уже упомянутый Буре и Фил Эспозито, про которого в Бостоне говорили, что Иисус, мол, может, и спасет, но Фил точно добьет на пятаке, - вот кто еще добился точно такого же результата. Сообразит Александр еще один полтинник (а я бы против него денег не ставил) - будет в компании Марио Лемье, Ги Лефлера и Марселя Дионна. Добраться до Майка Босси с Уэйном Гретцки, конечно, сложновато, но таких задач перед простыми смертными никто и не ставит.
Просто так, с кондачка, в такое общество не попадешь. Ни в большинстве, ни из левого круга - никак. Станьте в левый круг напротив вратаря НХЛ, отведите клюшечку назад, пощелкайте себе на здоровье и посмотрите, чего вы достигнете раньше - 50 голов или гипертонического криза.
Овечкин при всех его недостатках на сегодняшний день является лучшей в мире машиной по забиванию голов. И то, что это его умение, в отличие от прошлого сезона, не принесло клубу большой пользы, данного факта не умаляет. По существу, Овечкин продолжает эксплуатировать главное свое оружие - умение очень быстро, в касание и с невероятной силой бросить по воротам. Словно теннисист, возвращающий подачу. Именно так он забросил свои первые две шайбы в НХЛ, и ничего особенно с тех пор не изменилось. Шайба, попавшая на крюк Овечкина, должна быть готова к немедленной отправке в короткое, но стремительное путешествие. А если Овечкин при этом стоит на ударной позиции, и сблокировать бросок некому, то вратарю остается лишь надеяться на то, что шайба каким-то образом найдет часть его амуниции. Реагировать на броски Овечкина невозможно. Человеческий организм еще не эволюционировал до такой степени.
Может, мощь этого оружие и то, с какой эффективностью Александр его применяет, зачастую выходит его команде боком. Очень уж велик соблазн строить свою игру в нападении целиком под вывод одного хоккеиста на его излюбленную позицию для броска. Тем более, если учесть, что в оборону он по ряду причин, скорее всего, не вернется. Но провал "Вашингтона" - тема отдельная, а статистический триумф Овечкина все равно грандиозен. Особенно если учесть, что никуда из НХЛ он в ближайшее время не денется, а процесс эволюции вратарских рефлексов вряд ли пойдет быстрее, чем ему положено Дарвином. А это значит, что - чем черт ни шутит! - не замахнуться ли нам на двух великих - Босси и Гретцки? В этом случае, полагаю, Овечкину все-таки придется сплясать для нас по-настоящему.
Вашингтон