Газета Спорт-Экспресс № 146 (6505) от 9 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 июля 2014 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Специальные корреспонденты "СЭ" съездили на территорию будущего Олимпийского парка Рио-де-Жанейро-2016 и попытались убедить себя в том, что для организаторов будущих Игр еще не все потеряно.

КАРНАВАЛА НЕТ. НО ОН БУДЕТ!

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

из Рио-де-Жанейро

Победа Рио-де-Жанейро в конкурсе за право на проведение летних Игр-2016 пять лет назад стала настоящей сенсацией. Еще ни один город мира не решался принять матчи чемпионата мира по футболу и Олимпиаду с интервалом всего в два года. Однако вскоре восхищение сменилось недоумением. Из-за срыва сроков подготовки олимпийских объектов несколько месяцев назад всерьез обсуждалась возможность переноса олимпийских стартов в другую страну. Впрочем, пока бразильские власти сумели убедить МОК, что выполнят все свои обязательства и олимпийский праздник в Рио-2016 станет карнавалом, а не мучением.

* * *

Округ Барра-да-Тижука, где строится Олимпийский парк, - один из самых благополучных в Рио-де-Жанейро. Фактически это отдельный город, который находится сильно западнее основных, привычных туристам районов. От Копакабаны до него добираться около часа на автобусе, причем большая часть пути пройдет по необычайно живописной прибрежной дороге - мимо скал, холмов и диких пляжей.

Составляя не более 5 % населения большого Рио, жители Барры при этом приносят около 30 % всех налогов в городскую казну. Застройка здесь спланирована изящно и по уму, в сверкающих высотках живут звезды шоу-бизнеса и футбола, а по дорогам ездят машины, какие никогда не встретишь в других местах.

Это, на первый взгляд, совершенно райское местечко и есть тот Рио, что в 2016 году примет Олимпиаду. Здесь будет расположен основной спортивный кластер, здесь поселятся атлеты, отсюда будут вести работу тысячи журналистов из разных стран.

Неужели, думали мы, рассматривая в интернете карту этого чудо-града и параллельно читая все мрачные прогнозы об олимпийской готовности Рио, у Бразилии могут быть какие-то проблемы с организацией Игр? Наверное, все врут, как и про чемпионат мира.

С этими благородными мыслями мы отправились на самостоятельную экскурсию к сердцу будущей Олимпиады - с тем, чтобы составить собственное, беспристрастное впечатление.

* * *

Ехали долго, искомое нашли не сразу. Полицейские сориентировать не сумели ("Олимпийский парк? Не, не знаем"), но спасибо водителям автобусов, обедавшим в одном из кафе на какой-то площади - благодаря их информации дорога в конце концов вывела нас туда, куда нужно.

Судя по красивому плану, представленному на официальном сайте Рио-2016, Олимпийский парк будет компактным, ярким и очень урбанизированным. Особенно будоражило воображение большое озеро, вокруг которого расположится большинство объектов (как красиво - Олимпиада у воды!). Однако пока что действительность от нарисованного бесконечно далека.

По одну сторону пустынного шоссе, носящего имя покойного чилийского президента Сальвадора Альенде, расползался "лежачий небоскреб" выставочного центра RioCentro , больше напоминающего гипермаркет (тут пройдут соревнования по боксу, бадминтону и настольному теннису), по другую - большущая площадь, она же парк атлетов. Площадь упиралась в то самое озеро.

Номинально парк атлетов уже работает, о чем и говорит надпись на входе. Вся территория выстлана бетонными плитами и украшена малыми архитектурными формами в виде факелов. Иногда попадаются лоскуты ковролина, на них обустроены спортивные площадки. Прийти позаниматься может любой желающий.

Первое впечатление: Олимпиада здесь уже была, но лет тридцать назад. Все довольно добротное, но как будто обветшалое, забытое и брошенное. Береговая линия и вовсе поросла бурьяном. Сложно поверить, что вот здесь, по нагретой солнцем искусственной траве первого поколения через два года будут гулять спортсмены. Металлические "факелы" кое-где ржавые, на футбольных коробках ворота без сеток, тренажеры своей древностью навевают ностальгию.

В 2011 году на этом пустыре прошел масштабный музыкальный фестиваль "Рок в Рио", и сегодня кажется, что это место действительно больше подходит для концертов под открытым воздухом, чем для Олимпиады. Но благоустройство территории - дело, в сравнении с остальным, не самое сложное. Приводить парк в порядок организаторы могут начать хоть весной 2016-го.

Чего не скажешь о других объектах.

* * *

Там, где кончается бетонная пустыня, начинаются заросли. Минут десять пешей прогулки вдоль шоссе - и по правую руку, со стороны озера, сквозь деревья и кусты начинают проглядывать пыльные кирпичные стены. Дорога выводит к неприметному съезду-мостику, перекинутому через грязную канаву. Вместо указателя - табличка: "Не бросайте мусор в реку - нам здесь жить!"

За ней - жуткие трущобы, по сравнению с которыми известные фавелы Росинья, Видигал и Город Бога покажутся приятными микрорайонами с развитой инфраструктурой. Здесь нет ни канализации (все стекает в речку и озеро), ни толково организованного вывоза мусора, ни тем более школ или каких-то культурных заведений. Зато есть бар - веселая одноэтажная лачуга с вывеской, написанной от руки, и какая-то развалина, приспособленная под церковь. Дети играют на куче битого кирпича с автомобильными покрышками, взрослые латают дырявые, будто после бомбардировок крыши. Легко предположить, что изнанка ничуть не краше фасада, хотя далеко внутрь мы углубляться не стали.

Такой перед нами предстала фавела Вила Аутодрому, жители которой уже много лет борются с городскими властями против выселения. Убогие жилища совсем не вписываются в элитный образ Барры, а уж в олимпийскую картинку - и подавно. Спортивные объекты возводятся прямо у трущоб.

На небольшом пятачке зажато чуть больше тысячи домов, и, согласно первоначальному плану, еще несколько лет назад их должны были сравнять с землей.

Однако начало работ постоянно переносилось, к процессу подключились правозащитники и международная пресса, и в конце концов, местные жители отстояли свое право остаться дома. Вила Аутодрому никуда не денется.

Мэрия не оставляет попыток договориться хотя бы с теми семьями, которые живут ближе всех к дороге, однако предложения пока не находят поддержки - альтернатива нравится людям гораздо меньше того, что они имеют сейчас. Инвесторы же вкладываться в достойное социальное жилье не готовы.

* * *

Свое название фавела, где в 70-е годы поселились промышлявшие в озере (оно зовется Жакарепагуа) рыбаки, получила в честь находящегося под боком автодрома имени Нельсона Пике, который в свое время принял десять "Гран-при Бразилии" "Формулы-1". Когда Рио получил Игры, трассу демонтировали, и на ее-то месте как раз и начали возводить серию спортивных сооружений и то, что принято называть Олимпийским парком.

Ключевым объектом должен стать составленный из четырех арен "Тренировочный центр", которому предстоит принять соревнования по баскетболу, ганд-болу, борьбе, дзюдо и таэквондо. Сдать эту громаду предполагали в 2011 году.

Сейчас, летом 2014-го, конца и края стройке по-прежнему не видно. Вместо готового комплекса перед нами предстал обнесенный забором периметр, из-за которого возвышался непонятного вида металлический каркас. Впрочем, бетономешалки появлялись у ворот объекта регулярно, охранник на проходной был бдителен, а экскаваторы исправно ковыряли щебенку.

- Олимпиада? - спрашиваем у мужика в деловом костюме и каске, бодро вышедшего с территории объекта.

В ответ улыбается и показывает большой палец.

- Успеете?

Снова большой палец.

- А какие виды спорта?

Та же реакция.

Обнадеживает, не правда ли?

* * *

Вообще все стройки похожи одна на другую, и понять со стороны, успеют строители за пару лет превратить сваленную на обширной площади кучу мусора в современные олимпийские арены, довольно сложно.

Большие проблемы и у теннисного центра, и у рассчитанного на 18 тысяч зрителей стадиона для соревнований по водным видам спорта - под него пока только выровняли площадку. Один бассейн уже построен, там даже проводились Панамериканские игры 2007 года, но его вместимости (6 с половиной тысяч), по мнению организаторов, хватит только для ватерполистов и прыгунов в воду. Проблема еще и в том, что большой водный стадион городу попросту не нужен, и, скорее всего, не возведенный пока центр сразу после Игр демонтируют. Одно только плавание обойдется казне в 90 с лишним миллионов долларов.

Все ли так плохо, как может показаться после беглого осмотра?

Судя по тому, что говорили главы международных федераций по летним видам спорта на апрельском заседании исполкома МОК в Турции - да, очень плохо. Ситуацию тогда назвали критической, не было даже дежурных комплиментов об "энтузиазме" и "большом желании". Рио выбился из всех графиков, и, наверное, только то, что футбольный чемпионат, о котором тоже говорили всякое, пока проходит как по маслу, вселяет в МОК оптимизм.

Потихоньку ленивая городская махина все же начинает шевелиться. Так, в дни чемпионата мира стартовали работы в Деодору - отдельном кластере на севере Рио, где пройдут соревнования по восьми видам спорта. Шесть арен нужно строить с нуля, и хотя туда только-только подогнали технику, это уже считается шагом вперед. За два года все-таки можно многое успеть, и Сочи-2014 тому пример.

Впечатляет то, какими темпами строится Олимпийская деревня. Здесь основное финансовое бремя несут инвесторы, и результат виден уже сейчас. Здания построены - осталось их отделать и привести в порядок территорию.

Готов, хоть и требует незначительного обновления, современный легкоатлетический стадион имени Жоау Авеланжа. Никаких нареканий, ра-зумеется, и к футбольным объектам - начиная от "Мараканы", где пройдут церемонии открытия и закрытия, заканчивая стадионами в Бразилиа, Сан-Паулу, Салвадоре и Белу-Оризонти.

Что же касается безнадежно загаженного, но такого красивого, если смотреть с вертолета, залива Гуанабара, где должны были пройти парусные соревнования, то этот вопрос организаторы решат просто. "Здоровье атлетов опасности подвергать никто не станет", - заявил мэр Рио Эдуарду Паэс. По его словам, от дорогих очистных мероприятий город отказался, и гонки яхтсменов, вероятно, состоятся за пределами бухты, где вода прозрачная и свежая. Тоже выход.