ФУТБОЛ
На 57-м году жизни скончался Андрей Баль. Выдающийся футболист, четырехкратный чемпион и обладатель Кубка СССР, победитель Кубка кубков УЕФА в составе киевского "Динамо" ушел из жизни, играя в футбол в столице Украины.
УШЕЛ В БУТСАХ…
Расхожая фраза "Бог забирает лучших" в наши дни превратилась в трафарет и частенько обдает трескучестью. Но в отношении Баля это истина в первой инстанции. Такого светлого, искреннего, во всех смыслах прекрасного человека, как он, в мире футбола и при жизни Андрея Михайловича надо было еще поискать. А теперь, наверное, и не найдешь больше…
Одним из потрясений киевской части моего детства стало свидетельство кого-то из взрослых, абсолютно далекого от футбола: "Идем, - говорит, - с друзьями мимо Республиканского, а навстречу Баль. Кто-то из нас узнал его, поприветствовал, спросил, как дела, как "Динамо". И представляешь, Баль остановился, заулыбался и разговаривал с нами минут пятнадцать, рассказывал, что да как".
Я был очарован и шокирован этой историей: мне, 9-летнему, казалось тогда, что футболисты "Динамо" живут в небесном храме и к земным просто так, поболтать, не спускаются. Потом узнал, что Баль такой со всеми. Остановится, заулыбается, поговорит. С той поры он и стал для меня образцом настоящего футбольного человека.
Удивительное дело: Андрей никогда не котировался на уровне самых лучших игроков Союза, в клубе, бывало, целыми сезонами считался запасным и играл от случая к случаю, "затыкая" проблемные позиции, в сборную приглашался спорадически - но с его именем связаны практически все славные страницы нашего футбола поздней советской поры.
Это и роскошный гол Бразилии в первом после 12-летнего перерыва матче сборной СССР на чемпионате мира (кстати, единственный вообще, забитый нами бразильцам на ЧМ). И Кубок кубков, когда он по ходу финала заменил травмированного Балтачу и был безупречен. Баль играл видную роль в молодежке-77, завоевавшей титул чемпионов планеты, а его вклад в последний наш успех на уровне сборных - на молодежном Euro-90, когда он на правах разрешенного регламентом "дядьки" неброско, но прочно сцементировал центр обороны, - и вовсе неоценим. А на тренерском поприще незаметный, второго плана, и вместе с тем усердный и вдумчивый труд Баля осчастливил его родную Украину четвертьфиналом ЧМ-2006.
У него ведь и фамилия очень футбольная. На языке страны, которая, по версии Гари Линекера, всегда побеждает, баль - мяч. Может быть, еще и поэтому футбол улыбался ему в ответ? Покойный Геннадий Логофет любил приговаривать: "Я всегда приносил удачу. У меня ведь отчество Олегович, по первым буквам получается ГОЛ. Такого игрока надо всегда иметь в команде". А Балю и не требовалось сочинять подобный акростих - он с рождения был "с мячом".
И умер, не снимая бутс. В этом тоже усматривается высшая избранность Баля. Говорят, в древнеславянском язычестве существовал культ смерти во время игры с мячом. Считалось, что эта игра любима богами, и лучших игроков они забирают к себе на небеса прямо с поля. Подлинность этой легенды исследовать невозможно, но после внезапного ухода Баля хочется просто верить в нее. И искать глазами его добрую улыбку где-то там, высоко.
Евгений ЗЫРЯНКИН