ХРОНИКА
Министр спорта Московской области, назначенный на эту должность в начале августа, рассказал о подготовке к чемпионату мира по футболу, борьбе с допингом и развитии массового спорта в Подмосковье .
Роман ТЕРЮШКОВ: "ЕСЛИ ПОПАВШИЙСЯ НА ДОПИНГЕ НЕ ЗАХОЧЕТ ВОЗВРАЩАТЬ ДЕНЬГИ, ОБРАТИМСЯ В СУД"
- Меньше чем через четыре года Россия примет чемпионат мира по футболу. Как идет подготовка к этому событию в Московской области?
- В 2013 году было принято постановление правительства России, определившее программу тех мероприятий, которые необходимо провести в рамках подготовки и проведения к чемпионату мира. В эту программу вошли 12 спортивных баз, находящихся на нашей территории, где будут располагаться команды-участницы.
На данном этапе на их подготовку и реконструкцию из федерального и регионального бюджетов выделен 1 млрд 600 млн рублей. Каждая из этих баз должна соответствовать требованиями ФИФА. То есть должна иметь полноразмерное поле 105х70 метров, обязательно с натуральным покрытием, трибуны вместимостью не менее полутора тысяч зрителей, ну и, естественно, блок, где будут проживать спортсмены и тренерский штаб, - не менее 60 номеров соответствующего качества.
В ближайшие две недели мы создадим оргкомитет, который будет координировать все вопросы подготовки и проведения чемпионата мира. Честно говоря, не понимаю, почему его до сих пор не создали. А все работы по модернизации наших объектов планируем завершить к середине 2017 года, чтобы не повторять тех ошибок, которые были у организаторов предыдущих чемпионатов, когда, например, футбольные поля не были готовы, потому что газоны не успели прижиться. Все поля у нас будут постелены в мае-июне 2017-го, чтобы они отлежались и через год их можно было использовать.
Проведение чемпионата мира - это не только престиж страны, но еще и экономика. Помимо того, что в Подмосковье будут расположены базы различных сборных, предполагается, что рядом будут жить и болельщики этих команд. Нам вместе с главами районов необходимо подготовить инфраструктуру - гостиницы, дороги, сети. В общем, сделать все, чтобы не ударить в грязь лицом.
- А что делается в Подмосковье для развития массового спорта?
- Сейчас на территории Московской области мы реализуем несколько программ. По федеральной программе "Строительство быстровозводимых ФОКов" идет строительство больших физкультурно-оздоровительных комплексов в Шаховской, Лыткарино и Химках - в разной комплектации: с катком, бассейном и хорошим спортзалом. Кроме того, запустили программу губернатора "50 ФОКов", согласно которой на территории области будет построено 27 плавательных бассейнов, 7 крытых хоккейных коробок и 16 спортивных залов для единоборств и подвижных видов спорта. Уже начато строительство 34 объектов, еще по 16 разрабатываем сметную документацию.
Минусом является то, что у этого проекта нет единого исполнителя: 50 ФОКов строят 50 разных организаций. Соответственно и темпы различные. Отследить это эффективно мы не можем, потому что заказчиками выступали муниципалитеты. Поэтому будем вызывать глав районов и разговаривать с подрядчиками, чтобы они работали хоть в три смены, но ни в коем случае эту программу не сорвали. Если мы объявили, что в 2015 году она завершится, - значит, так и должно быть.
Другое интересное направление, которое мы сейчас развиваем, - это воркаут. В ближайшее время установим еще 20 площадок для этого вида спорта. Заметили такую интересную тенденцию: как только во дворе появляются турники и брусья - тут же появляются люди, которые на них занимаются. Поэтому чем больше мы таких площадок поставим, тем больше людей у нас будет подтягиваться, отжиматься и так далее.
- В 2007 году в Парамонове была построена санно-бобслейная трасса, которая из-за ошибок в проектировании не может принимать международные соревнования по бобслею. Будет ли эта трасса реконструирована и когда мы сможем увидеть в Подмосковье крупные соревнования?
- Недавно мы обсуждали этот вопрос с многократным призером Олимпийских игр Альбертом Демченко. Метр парамоновской трассы стоит порядка 500 тысяч рублей. Будем смотреть, в каком она состоянии. Если на реконструкцию требуются не очень большие деньги, то будем вкладывать. Это федеральная трасса, но она находится на территории области, и мы заинтересованы в ее развитии. Будем проговаривать с министром спорта Виталием Мутко - каким образом она начнет функционировать, когда, и начнет ли вообще.
- Во время строительства еще одной подмосковной трассы - Moscow Raceway - подразумевалось, что она сможет принимать этап "Формулы-1"…
- Moscow Raceway - это частный коммерческий объект, однако независимо от формы собственности мы заинтересованы в ее развитии. Получится у нас провести этап "Формулы-1" - будем только счастливы. Ведь к нам станут приезжать команды, болельщики, будут смотреть на Московскую область и радоваться, что у нас есть подобная трасса. Любую реальную инициативу собственника наше министерство намерено поддерживать.
Так, например, в Дмитровском районе расположен частный стрелково-спортивный комплекс "Лисья нора", где есть вся необходимая инфраструктура для проведения соревнований самого высокого уровня. При этом мы или муниципалет не можем похвастаться хорошим стрелковым полигоном. Но мы заинтересованы в том, чтобы проводить крупные турниры. Поэтому будем сотрудничать с собственниками. Сейчас мы, в частности, нацелены на то, чтобы провести в "Лисьей норе" чемпионат мира по стендовой стрельбе 2017 года.
- Одним из первых ваших решений в качестве министра спорта области стал приказ "О трудовых договорах спортсменов", направленный на борьбу с допингом. Расскажите, как он будет работать.
- Приказ о трудовых договорах - это не наша прихоть, а необходимая мера. Известно, что самая эффективная санкция - это отрицательное финансовое стимулирование.
Как показала практика, дисквалификация на год или на два не останавливает людей, принимающих допинг. Каждый надеется, что проскочит. А ведь сейчас допинг-пробы хранятся очень долго, и даже через семь лет их могут вскрыть и с учетом новых технологий, новых препаратов посмотреть, что же человек принимал раньше. И это будет основанием для того, чтобы дисквалифицировать спортсмена, команду или федерацию. Поэтому, раз за последние 10-20 лет мы не нашли других рычагов воздействия, то готовы пойти на новые, отнюдь не драконовские меры.
С 1 января начнем заключать со спортсменами договора сроком на один или три года, в которых будет прописано: если человек попался на допинге, то все деньги, потраченные за год на его подготовку, он должен вернуть. Считаю, это правильно, и такая инициатива должна быть применена по всей России. Причем ответственность должны нести не только спортсмены, но и тренеры, и медицинские работники. Все они будут в равных условиях. Пока же до конца года будем заключать допсоглашения к уже имеющимся договорам.
Мы не намерены обвинять спортсмена заранее. Будем ждать вскрытия пробы Б, вынесения решения антидопинговых служб. И только после этого расторгать договор. Если спортсмен не захочет возвращать деньги - мы пойдем в суд.
Конечно, если кто-то, например, по глупости закапал себе в нос не тот препарат и его поймали на допинге, то никаких санкций мы к нему применять не станем. А вот если будет доказано, что спортсмен сознательно употреблял допинг, ответственность наступит по полной программе.
Екатерина НЕСТЕРЕНКО