Газета Спорт-Экспресс № 269 (6628) от 2 декабря 2014 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 декабря 2014 | Футбол

ФУТБОЛ

Бразильское отделение агентства Reuters опубликовало короткое интервью нападающего "Зенита" Халка, в котором футболист обвинил российского арбитра Алексея Матюнина в расизме .

ХАЛК - МАТЮНИН: РАСИЗМ, КЛЕВЕТА И ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

По словам Халка, все произошло в начале второго тайма матча между "Мордовией" и "Зенитом" (1:0), который был сыгран в субботу.

"Игрок соперника получил травму, - сказал бразилец журналисту Педру Фонсеке. - На поле вынесли носилки. Но как только это случилось, футболист поднялся и был готов продолжить игру. Я обратил на это внимание арбитра. До этого мы общались с ним нормально, но в этой ситуации все было по-другому. Я в вежливой форме попытался получить объяснения от судьи, но он был высокомерен со мной и попросил его не трогать. Тогда я спросил на эмоциях: "Вы расист?" А судья ответил мне: "Да, не люблю тебя и не люблю черных".

"В России я неоднократно встречаюсь с проявлениями расизма со стороны болельщиков, - добавил также Халк. - Это неприемлемо. Понятно, что болельщики таким образом хотят вывести футболистов из равновесия. Теперь вот судья, который представляет закон в игре, тоже в этом замешан, это ненормально".

Разумеется, такое высказывание не могло остаться без внимания. И хотя англоязычный Reuters в своей ленте заметку не разместил, в наших изданиях слова Халка растиражировали весьма широко.

В тот же вечер в беседе с корреспондентом "СЭ" Александром Бобровым эпизод прокомментировал глава департамента судейства и инспектирования РФС Валентин Иванов.

"Судья не владеет иностранными языками, - отметил Иванов. - И первый вопрос, который у меня возникает, на каком же языке Халк общался с судьей. С Матюниным уже поговорил. Он заявил следующее. Ситуация в матче была напряженной, команда проигрывала, игрок соперников получил травму, ему оказывали помощь. Матюнин подумал, что его просят быстрее возобновить матч. Что судья в такой ситуации может сказать в ответ? Пообещать так и сделать. Представить, что с ним сейчас говорят о расизме, арбитр вообще не мог. И я ему верю".

Поздно ночью свое отношение к ситуации коллеге Боброву выразил и сам Матюнин. По его мнению, произошедшее - спланированная клевета, а сам бразильский легионер "Зенита" не мог заявить ничего подобного.

При этом Матюнин прислал фотографию, где он держит в руках майку с седьмым номером и фамилией Халк. По словам судьи, этот сувенир ему после матча в Саранске передали представители ФК "Зенит", а сам арбитр намеревался подарить футболку своему племяннику.

На снимке Матюнин улыбается. Но в глаза бросается деталь - майка явно не игровая, для того, чтобы это определить, даже не нужно быть экспертом по спортивной экипировке. Вполне вероятно, что это копия либо же облегченная, "сувенирная версия". Впрочем, с толкованием фотографии спешить не будем.

Итак, что мы имели к началу следующего дня:

- версия Халка, сформулированная журналистом Фонсекой;

- версия Матюнина, высказанная им самим, где он отрицает факт подобного разговора;

- позиция Иванова, как официального лица, в поддержку Матюнина;

- отсутствие какой-либо позиции "Зенита", клуб молчал.

Казалось, что вот-вот от клуба или от самого Халка последует опровержение: мол, футболиста не так поняли, журналист Фонсека его слова переврал и, вообще все было сказано на эмоциях.

Тем более что и КДК РФС умыл руки, причем на законных основаниях: в соответствии с дисциплинарным регламентом (статья 2) комитет не имеет права привлекать к ответственности судей, делегатов, комиссаров, агентов. Никакого дела ведомство Артура Григорьянца заводить не будет.

Однако время шло, а "Зенит" высказываться не спешил.

Более того, по данным "СЭ", с Халком связались, и бразилец еще раз подтвердил все, что сказал Фонсеке. То есть он не считает случившееся недоразумением и от своих слов, по крайней мере пока, отказываться не собирается. Даже через два дня после поражения, когда эмоции, казалось бы, должны были улечься.

В то же время пикантности добавляет "кредитная история" Матюнина: однажды он уже был замешан в похожем скандале. 11 июля 2011 года КДК отстранил его на год за "неэтичные и некорректные высказывания в адрес Альберта Гаджибекова, выразившиеся в нецензурных словах и оскорблении националистического характера". Эпизод якобы случился во время матча второго дивизиона зоны "Запад" между тверской "Волгой" и "Сатурном-2".

Позднее Матюнин подал апелляцию и был оправдан, но, согласитесь, ему сейчас от этого не легче. Для того чтобы добиться эффекта, в таких делах порой достаточно одного обвинения. Впрочем, сам арбитр считает, что и тогда, и сейчас против него кто-то строил злонамеренные козни.

Что и говорить, история предельно запутанная. Слишком в ней много "но", слишком много вопросов.

Да, Халк с Матюниным действительно разговаривали несколько раз за матч, это подтверждает видеозапись, но Халк постоянно обращается к судьям, причем чаще всего используя для этого родной португальский язык, которым арбитр не владеет.

Да, Матюнин мог попросить Халка замолчать и не вмешиваться в свою работу (тем более что Халк - не капитан), но судья имеет право в корректной форме сделать футболисту внушение.

Да, Матюнин был замешан в истории с националистическим подтекстом, но закон Матюнина оправдал, и с юридической точки зрения ссылаться на тот случай неверно. Формально случаи никак не связаны.

Да, Reuters - уважаемое агентство, которое старается не распространять сомнительную информацию, но по какому, собственно, поводу, Педру Фонсека набрал номер Халка? Или инициатива исходила от самого футболиста?

Да, "Зенит" не сделал никакого заявления, но при этом и не стал пока что обращаться в РФС. Никаких решений руководство сине-бело-голубых на вчерашний вечер не принимало. Значит, полной ясности тоже нет?

И, самое главное, зачем Халк вообще завел в разговоре с Матюниным речь о расизме, если до этого, по словам самого футболиста, арбитр вел себя корректно? Быть может, судья не понял вопроса, а Халк не понял ответа? А может, истина где-то посередине?

Остается только посочувствовать тем, кому придется давать на множество этих вопросов вполне конкретные ответы.

Другие материалы - стр. 5