ФУТБОЛ
Вчера в Москве состоялось заключительное в нынешнем году заседание исполкома РФС .
ГОВОРИЛИ О ЛИМИТЕ, ДУМАЛИ О ВАЛЮТЕ
Михаил ГОНЧАРОВ, Филипп ПАПЕНКОВ, Егор ЧЕРНОВ |
из Дома футбола |
200 РУБЛЕЙ ЗА ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ДОРОГУ
- Женя, это твои болельщики на улице? - через весь зал с улыбкой спросил Сергей Степашин у Евгения Гинера перед началом заседания, когда на них были наставлены десятки телеобъективов.
- Нет, мои на стадионе! - парировал президент ЦСКА.
Этот мини-диалог организаторы митинга против руководства РФС с легкой душой могут занести себе в актив - большие футбольные люди их заметили! Митингом, правда, мероприятие назвать было сложно: на площадке возле Дома футбола развернули плакаты от силы человек 30. Подавляющее большинство из которых - студенты младших курсов колледжа, что через дорогу.
Нужно отдать должное выдумке противников Толстых: лозунги и карикатуры у них вышли забавные. Тут и изображение рыбы с головой президента РФС, и целый комикс про "Дикого фокусника" Толстых, при котором "испаряются бюджеты, тысячи зрителей с трибун и даже Крым". Дополняла картину натуральная метла с надписью "поганая". Разве что маски обезьянок немного выбивались из общей стилистики.
Другой вопрос - кто именно был вдохновителем протеста? Или что? Первые же вопросы участникам заставили усомниться в их искренности. Во-первых, никто из них не мог объяснить значение аббревиатуры НАТ (Николай Александрович Толстых. - Прим. "СЭ"), которая присутствовала на большинстве плакатов. Во-вторых, некоторые без лишних уговоров признались: за визит на Таганку им обещали по 200 рублей (только вот обещания не сдержали). Кого-то звали просто постоять, кого-то - поиграть в футбол.
Но нашлись и те, кто подготовился как следует и свою позицию аргументировал в красках:
- Когда Толстых пришел на пост главы РФС, все надеялись, что будут какие-то изменения. Но даже проблесков нет, - объяснил Олег, болельщик ЦСКА (обратите на это внимание, Евгений Леннорович! - Прим "СЭ"). - Наш футбол погряз в скандалах, растут долги, не можем выплатить зарплату Капелло. Еще и крымские клубы недавно лишились права выступать в российском чемпионате. РФС в данном случае повел себя очень пассивно. Конечно, кто-то скажет, что этого следовало ожидать - все-таки по отношению к России сейчас применяют всевозможные санкции. Ну так нужно было отстаивать свои права! Руководитель должен иметь твердый характер, жесткую руку.
- А вы видите кого-то, кто способен достойно сменить Толстых?
- Нет, такого человека сейчас назвать не могу. Но вопрос не в конкретной личности, а в конкретной деятельности. Два года назад мы приветствовали приход Толстых, устраивали здесь, на этом же месте, акции в его поддержку. Но никаких сдвигов... Встретили хлебом-солью, а теперь...
- Толстых должен знать о том, что вокруг очень много недовольных. Эта акция - последнее предупреждение, - заявил спортивный журналист Вадим Сидоров, один из организаторов.
- А вопрос именно в президенте РФС? Почему нет претензий к тому же Мутко, например?
- Речь о работе РФС. При чем здесь министр спорта? Давайте еще премьер-министру претензии выскажем! Толстых - честный человек, любящий футбол, но этого мало для работы на таком высоком посту. А у нас сейчас ситуация как в детской песенке: "Хороший парень, и больше ничего".
- Хоть какие-то позитивные моменты вы в работе Толстых видите?
- Он проводит проверки, активно борется с коррупцией. Но на этом, наверное, все. Разве достаточно?
…Как только в интернет попала информация о "двухсотрублевых наемниках", с корреспондентом "СЭ" связался другой организатор, назвавшийся Андреем.
- Кого мы представляем? Никого! Ни с какими организациями мы не связаны, - заверил он. - Мы простые болельщики, которые захотели выразить свое отношение к происходящему в футболе. К костяку из нескольких знакомых, авторам идеи, присоединились остальные. Да, в основном студенты. Но ни о каких деньгах речи не идет. Не знаю, кто мог рассказать вам про якобы обещанные 200 рублей. Видимо, среди тех, кто узнал об акции из социальных сетей, нашлись провокаторы.
- Почему собралось так мало протестующих, ведь изначально их ожидалось порядка сотни?
- Дело в том, что с префектурой согласован митинг на 30 человек. Народу приехало больше - 70 - 80. Люди увидели призыв в социальных сетях. Но чтобы не было проблем с полицией, мы попросили их не толпиться. В итоге все прошло мирно. Люди просто хотели показать, что не согласны с политикой РФС.
РАССКАЗ О ЖАРКОЙ МЕКСИКЕ
Тем временем на верхнем этаже таганского футбольного замка все было готово к началу жарких споров. Причем Гинер, как выяснилось, пришел не один. "Проходи!" - пригласил он Петра Макаренко - главу компании "Телеспорт", с которым Толстых в последние месяцы воевал через прессу. Присев у окна, за спинами членов исполкома, Макаренко вступил в беседу с президентом "Зенита" Александром Дюковым.
Обратило на себя внимание то, что Сергей Галицкий тепло поприветствовал Михаила Гершковича - будто и не было между ними пикировок по поводу налога на иностранных тренеров. После чего принялся внимательно изучать документы и попутно общаться с соседкой - Ольгой Смородской.
Все были в сборе. Только место Вячеслава Колоскова пустовало.
Обычно журналистов просят удалиться из зала минут через пять. Но на этот раз никто никого не выгонял. Вот уже и Николай Толстых взял слово... Неужели после нашумевшей истории со стенограммой заседание и вовсе решили сделать публичным?
Вскоре выяснилось, что нет. Прессу оставили только для того, чтобы выслушать рассказ Георгия Луначарского - главы Федерации футбола инвалидов, - о том, как в первых числах декабря сборная России выиграла в Мексике золотые медали чемпионата мира среди игроков-ампутантов.
При всем уважении к героям-спортсменам, выступление Луначарского вышло излишне подробным. Он даже успел сообщить, что приз лучшему голкиперу турнира получил аргентинец, а погода в мексиканских городках всегда была за 30 градусов.
Все это время кое-то из членов исполкома откровенно скучал, другие, не таясь, оживленно беседовали... А объективы камер щелкали и щелкали.
Как только Луначарский закончил - журналистов попросили.
10+15. ВСЕ ДОВОЛЬНЫ
Пресс-служба РФС сразу предупредила: ждать придется долго. Повестка дня включала глобальные вопросы: тут и окончательное решение по лимиту на легионеров, и оценка перехода на систему "весна - осень", и финансовое положение РФС, и анализ эффективности системы управления российским футболом.
Тема финансов была основной и в разговорах многочисленных журналистов. В основном, правда, волновали кошельки собственные, а не футбольного союза: сами знаете, курс иностранных валют рос вчера с небывалой скоростью. "За время исполкома зарплата Капелло выросла на пять миллионов рублей", - шутили коллеги.
Очевидно, тема мировой экономики тревожила и членов исполкома. Владимир Якунин, Сергей Галицкий вышли первыми, с серьезными лицами, и ничего комментировать не пожелали. А вот экс-глава Счетной палаты Сергей Степашин ограничился одной фразой, но какой! Сказал: "Если мы не найдем источников финансирования РФС, нам будет очень плохо".
Не был многословен и Гершкович, посетовал на занятость, но, убегая, сообщил важную новость: утверждена схема лимита "10+15".
Гинер тоже помчался к машине, но был в хорошем настроении, а потому, уже усевшись за руль, все-таки ответил на несколько вопросов.
- Итоги исполкома вас устраивают?
- Меня все устраивает, кроме матча с "Баварией".
- И новой формулой лимита довольны?
- Конечно, ведь мы сами ее продвигали. Но лимита вообще не должно быть! Это порочная вещь. Только в конкуренции растут спортсмены.
- Обсудили еще и систему "осень - весна", - с улыбкой продолжил Гинер. - Меня это очень удивило, ведь на прошлом исполкоме приняли решение, что до 2018 года мы этот вопрос поднимать вообще не будем, а сегодня подняли. Нам ведь нечего делать! Просто так трещим языками часами.
Тут Гинер словно перевоплотился в докладчика:
- В 2018 году мы обязательно ответим, оправданно ли было перейти на новую систему. Но уже ясно, что у нас стало больше борьбы, интересный чемпионат, сборная вышла на ЧМ - все это плюсы. С другой стороны, у нас появились игры на плохих полях - это минус. На все нужно время, поспешных выводов делать не надо. Нужно строить манежи и прочее… Извините, опаздываю в аэропорт. Сейчас вам Николай Александрович все подробно расскажет: как все хорошо и как все плохо.
"ХУЖЕ УЖЕ НЕКУДА"
"Исполком закончился, скоро Николай Александрович спустится", - сообщили журналистам. Но "скоро" никак не наступало... Наконец, часа через полтора (!) появились глава РФПЛ Сергей Прядкин и президент "Локомотива" Ольга Смородская.
- На начальном этапе формулой "10+15" я удовлетворен, - отметил Прядкин. - Но теперь ждем закона, регламентирующего привлечение иностранной рабочей силы (на этом чуть позже заострил особое внимание Толстых. - Прим. "СЭ"). Возможно, еще будет корректировка. "Осень - весна" остается до 2018 года. Николай Толстых второй раз поставил этот вопрос на голосование. Возникали вопросы по второму дивизиону. Страна у нас большая, временные и климатические пояса разные, поэтому у клубов ПФЛ больше всего проблем. Решили данный вопрос отложить. Хотя Андрей Соколов, президент ПФЛ, справедливо заметил, что все лиги - это один сообщающийся сосуд. Мы с ним согласны.
Кроме того, создан специальный фонд, - продолжил Прядкин. - В него будут привлекаться внебюджетные, внеклубные, партнерские средства - пожертвования, например. Один из инициаторов этой идеи Анатолий Воробьев (генеральный секретарь РФС. - Прим. "СЭ") решил отдать целую зарплату на эти цели. Этот фонд будет работать на развитие массового детско-юношеского футбола.
- Схема "10+15", которую предлагала рабочая группа, вступит в силу с сезона-2015/16, - сказала Смородская. - Я довольна.
Минимальный порог зарплат для иностранцев остается на усмотрение клубов. Никаких дополнительных критериев нет. На поле могут находиться 10 легионеров. Что касается их качества, то практика показывает: даже если игрок не выступает за свою сборную, то это вовсе не значит, что он не отвечает самому высокому уровню. Это и Ари, и Халк.
И - после паузы:
- А самое печальное - отчет о финансовом положении РФС, которое признано неудовлетворительным. К сожалению, до сих пор нет проекта бюджета на 2015-й. Нужно что-то делать. Но конкретные предложения по улучшению положения пока отсутствуют.
Должен быть нормальный климат, чтобы инвестор радовался, когда он дает деньги Российскому футбольному союзу. Для этого обстановка в российском футболе должна быть соответствующей: праздничной, доброжелательной, радостной.
Растущий курс валют - это очень тяжело. Как выжить? Спросите у правительства. Ситуация тяжелая для всей страны, и футбол не исключение. Хуже уже некуда, - горестно подытожила Смородская.