ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Вчера исполком РФС утвердил новый лимит на легионеров - со следующего сезона в заявке каждой команды может быть не больше 10 иностранцев. При этом их количество на поле никак не ограничено.
РОССИЯН СТАНЕТ БОЛЬШЕ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Начнем с главного: большинству команд премьер-лиги все-таки придется освобождать места в своих заявках от иностранцев. Так что в какой-то степени принятая мера - протекционистская. Если бы лимит вступал в действие мгновенно, то сразу десять из шестнадцати клубов, включая "Динамо", "Спартак" и "Локомотив", не уложились бы в установленные рамки. Если исходить из заявок клубов на сезон-2014/15, то никаких проблем не было бы только у ЦСКА, "Зенита", "Урала", "Мордовии", "Арсенала" и "Торпедо".
Стало быть, некоторых легионеров из нашего чемпионата попросят. Россиян в элитном дивизионе отечественного футбола формально станет больше.
В то же время этот лимит может при желании показать и другую, "либеральную" сторону. Закон теперь разрешит выпустить на поле всех имеющихся иностранцев, так что, может статься, возникнет ситуация, при которой в одном матче одновременно сыграют 20 легионеров и только два россиянина. Возвращение в 2004 - 2005 годы? Хотя по сравнению с теми временами качество легионеров все-таки выросло.
Это действительно так. Например, те иностранцы, которые играют в "Спартаке" сейчас, кажутся мастерами экстра-класса рядом с красно-белыми наемниками десятилетней давности. Объективно Ромулу и Тино Коста сильнее Горана Тробока и Душана Петковича. Сердар Таски и Сальваторе Боккетти смотрятся куда приличнее Луизау и Люка Зоа.
* * *
Может показаться, что уровень легионеров должен после вчерашнего решения пойти вверх. Ведь когда нужно кого-то сокращать, первыми, как правило, уходят слабейшие. И по идее клубы начнут избавляться от запасных, возрастных, больных и хромых. А покупать/сохранять самых сильных, молодых и здоровых. Наверное, так оно и было бы, вот только с недавних пор футболу приходится оглядываться и на другие сферы нашей жизни. С резким повышением стоимости иностранных валют содержать многомиллионные контракты (почти все они прописаны в евро) - дело обременительное. И тут правила конкуренции и естественного отбора могут вступить в противоречие с жесточайшим режимом экономии.
Не случайно поползли слухи, что "Зенит" намерен продать Халка. Его зарплата и так вызывала у футбольного сообщества недоумение, в нынешних же условиях тратить такие деньги на одного футболиста - самая настоящая роскошь, которую могут себе позволить разве что арабские шейхи.
Но проблема не только в Халке. Он - просто пример, символ. Дорогих легионеров на самом-то деле хватает. Если они уйдут, их место займут другие. Те, которые по карману.
* * *
Двоякость и гибкость нового лимита оставляет немало вопросов, однако следует признать, что со спортивной точки зрения формула дает тренерам гораздо больше маневра при формировании составов.
Возможно, самый жирный плюс: на поле будут выходить не "паспорта", а те футболисты, которые сильнее выглядят на тренировках - вне зависимости от того, российские они граждане, бразильские или камерунские.
Кроме того, со временем пропадет такое понятие, как "русская позиция". К примеру, если сегодня в России именно по этой причине наблюдается переизбыток крайних защитников, то отныне причин для роста только лишь крайков (или вратарей, или фланговых форвардов) не будет. Придет ли на смену этому равномерное развитие по всем направлениям - вопрос, с ответом на который спешить не станем. Пока лишь констатируем ликвидацию довольно порочной практики.
В конце концов, центр обороны, на котором сборная России держится все последние годы, вырос в те годы, когда никаких ограничений не было. То же можно сказать и про другую дефицитную категорию игроков - центральных нападающих. У Павлюченко в "Спартаке" регулярно были сильные конкуренты - Кавенаги, Пьянович, Веллитон. Погребняк в "Зените" боролся за место в составе с Домингесом и Фатихом Текке. И ничего - доросли наши форварды и до сборной, и до чемпионата Англии.
* * *
Впрочем, и здесь есть свое "но". Исходные позиции у игроков того времени и этого - совершенно разные. Если раньше начинающим футболистам приходилось грызть землю ради хорошего контракта, то сейчас молодым талантам дают все и сразу. Стимулы для дальнейшего развития резко сужаются до таких понятий, как честолюбие и любовь к игре. К сожалению, достаточно этого не для всех.
Быть может, в этом отношении сложная экономическая ситуация пойдет футболу во благо? Уровень зарплат упадет, клубы договорятся о каких-то правилах игры, футболистам снова придется свои деньги зарабатывать, а не получать? Увы, пока что в это верится с трудом. Как сказала президент "Локомотива" Ольга Смородская, "мы живем в России", "кто-то будет соблюдать договоренности, кто-то - нет", "будут конверты".
В общем, сплошные оговорки.
* * *
Как бы там ни было, никакой лимит - ни "5+6", ни "10+15", ни полная его отмена или, наоборот, ужесточение не смогут повлиять на главное: на систему подготовки кадров, которая должна работать на гораздо более низовом уровне, чем премьер-лига. Хотелось бы, чтобы вслед за резонансными решениями предпринимались и другие, не такие громкие, но не менее важные шаги. Возможно, экономический кризис, в котором футбол оказался вместе со всей страной, заставит продолжить движение.