Газета Спорт-Экспресс № 4 (6655) от 15 января 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 января 2015 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

В женской эстафете, открывшей вчера программу пятого этапа, Россия потерпела очередную неудачу: заняла восьмое место, проиграв победителям - сборной Чехии - более четырех с половиной минут .

ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МИНУТЫ ДО СЧАСТЬЯ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Рупольдинга

Д ень первого старта начался с невеселой новости: из уже официально объявленной эстафетной четверки пришлось исключить Екатерину Глазырину, в отношении которой старший тренер женской команды Владимир Королькевич накануне сказал: "Единственная из девушек, чье место в стартовом составе не вызывает никаких сомнений, - это Катя Глазырина. По остальным спортсменкам лично у меня есть вопросы".

Утром следующего дня тренер объяснил, что у Глазыриной внезапно поднялась температура, соответственно было принято решение не включать спортсменку в стартовый состав, чтобы не усугублять ее функциональное состояние.

Таким образом в составе оказалась Галина Нечкасова - чемпионка мира-2011 по летнему биатлону в смешанной эстафете.

"Зимние" успехи спортсменки выглядели куда скромнее. В Кубке мира Нечкасова выступала дважды. Ее прошлогодний дебют в спринтерской гонке в Антерсельве завершился 59-м местом, а на прошлой неделе Галина стартовала в Оберхофе в эстафете, вполне резво прошла там свой этап, финишировала четвертой, но в общем итоге команда не сумела подняться выше седьмого места.

Еще более неудачно для команды сложился первый эстафетный старт - в Хохфильцене. Там Россия, подкошенная неудачным выступлением Кати Глазыриной, получившей штрафной круг на первой стрельбе, осталась 13-й.

Для самой Кати это был чистой воды несчастный случай. Бывает, как говорится, со всеми, но очень многое зависит от того, насколько адекватно реагирует на неудачу сам спортсмен. Другими словами, способен ли он выбросить случившееся из головы и не возвращаться к этому мыслями перед каждой очередной гонкой.

Результаты Глазыриной по ходу сезона невольно наводили на мысль, что справиться с этой задачей спортсменка психологически так и не сумела. Если до злополучной эстафеты в четырех гонках из пяти Катя финишировала в десятке, то уже в Поклюке результаты резко пошли вниз: 26-е место в спринте, 31-е - в преследовании, 19-е - в масс-старте.

Оберхоф тоже не стал исключением в плане спортивного невезения.

Несложно представить, до какой степени биатлонистка желала реабилитироваться в Рупольдинге и как сильно одновременно с этим боялась нового старта. Вот организм и мог дать сбой - несвоевременный и ненужный.

На тему спортивных страхов мы беседовали накануне первой гонки со старшим тренером мужской сборной Александром Касперовичем.

- Со спортсменом нужно постоянно разговаривать, - сказал тренер, - что-то объяснять ему, помогать разбираться с внутренними переживаниями. Страх ведь в большинстве случаев возникает оттого, что человек не понимает, как себя вести. Соответственно, во время соревнований начинает внутренне метаться, закрепощается. Именно поэтому, кстати, все установки во время выступления должны быть предельно четкими и понятными: любая лишняя информация в ходе соревнований способна сильно помешать, вызвать у спортсмена не мобилизацию, а растерянность.

Тема для беседы, признаться, возникла не случайно. До того, как во вторник на стадион пришли мужчины, там тренировалась женская команда. Разговаривая в конце занятия с Королькевичем, я услышала от тренера достаточно много пространных объяснений о том, что именно мешает его подопечным показывать результат, но за многословием не уловила главного: что было сделано для того, чтобы устранить эти причины? Почему от старта к старту команда, включая своего основного наставника, выглядит все более растерянной? Спортс-менкам требуется опыт, и нужно подождать, когда он придет сам собой? Зачем тогда нужен тренер, имеющий, к слову, значительно более высокий контракт, нежели отечественные специалисты (а такие ситуации, как неоднократно показывала практика, не сильно способствуют здоровой атмосфере в команде), и при этом не скрывающий намерений прекратить работу с российской сборной, как только текущий сезон будет закончен?

Понятно, что все эти вопросы не к Королькевичу, а прежде всего к руководству СБР и его президенту. Но Александр Кравцов, к сожалению, в очередной раз не сумел из-за занятости выбраться на этап Кубка мира.

Растеряется в среду женская четверка или все-таки сумеет выдержать удар - было, собственно, основной темой болельщицких (а заодно и журналистских) обсуждений. Нервы российским поклонникам биатлона изрядно потрепала уже Яна Романова, стартовавшая на первом этапе: сделала на первом рубеже три неточных выстрела подряд, но, балансируя на грани штрафа, все-таки закрыла мишени дополнительными патронами. Два патрона потребовалось спортсменке на второй стрельбе. Всего - пять, что по биатлонным понятиям равноценно в сумме сорока секундам потерянного времени.

Условия для гонки выдались сложными: еще утром был озвучен прогноз погоды, согласно которому к полудню над Рупольдингом ожидался дождь с усилением, переходящий в снег. Прогноз сбылся до мелочей (мокрый снег повалил к началу гонки стеной), причем усугубился туманом.

К сенсациям первого этапа следовало, безусловно, отнести два штрафных круга итальянки Доротеи Вирер, заработанных на "лежке", и один круг (за "стойку") юного немецкого дарования Франциски Пройс. 20-летняя немка два года назад стала чемпионкой и дважды призером юниорского мирового первенства, успела поучаствовать в Олимпийских играх в Сочи и 30 раз стартовала на этапах Кубка мира, где ни разу не поднималась на пьедестал, но одновременно с этим в прошлом и нынешнем сезонах не откатывалась дальше 13-го места.

Немцы вообще начали достаточно активно натаскивать свой полуюниорский (по возрасту) состав, не особо озадачивая спортс-менок ожиданиями результата, скорее предоставляя им возможность стопроцентно освоиться во взрослой компании.

Нельзя сказать, чтобы процесс протекал стабильно. На этапе в Хохфильцене Германия эстафету выиграла, в Оберхофе, где от "своих" неизменно ждут успеха, столь же блистательно провалила - стала 10-й по причине штрафного круга Луизы Куммер.

Штраф, полученный Пройс в Рупольдинге, отнюдь не помешал команде быстро поправить позиции: на второй передаче эстафеты Германия прочно занимала вторую позицию и финишировала в тройке.

Российские дела шли значительно хуже. Несчастье в виде сразу двух штрафных кругов настигло на втором этапе Дарью Виролайнен и отбросило команду на 13-е место с отставанием 2.38,6 - слишком далеко, чтобы продолжать о чем-либо мечтать. Не помогло даже превосходное - без единого промаха - выступление Екатерины Шумиловой: отставание сократилось на тридцать секунд, команда переместилась на шестую позицию, но на этом тенденции к улучшению завершились. На своем первом рубеже Нечкасова, заменившая Глазырину, проигрывала лидеру уже более трех минут. На втором - более четырех. На финише разница составила 4.36,5.

Можно, конечно, вспомнить основополагающее российское биатлонное заклинание о том, что главный старт - это чемпионат мира, и только по этому результату следует давать оценку работе тренера. Но ведь сам Королькевич, судя по его словам для прессы, всерьез рассчитывал накануне эстафеты на то, что команда сумеет поправить позиции, которые изрядно пошатнулись в двух первых эстафетных стартах. А это уже невольно наводило на мысли, что тренер не владеет ситуацией, и она все больше выходит из-под контроля. Не важно, что тому причиной: нежелание Королькевича признавать какие-то ошибки, имевшие место в предсезонной подготовке, или же старший тренер действительно не понимает, что происходит, и, соответственно, не способен ничего изменить.

Если так, то все гораздо хуже и печальнее, чем восьмое место в отдельно взятой эстафете.