ФУТБОЛ
Дмитрий БАКАТИН: "НУЖНА АКАДЕМИЯ, КОТОРАЯ СМОГЛА БЫ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЮ ФУТБОЛЬНУЮ РОССИЮ"
Д митрий Бакатин - фигура не публичная, он почти не дает интервью, не мелькает перед камерами, хотя уже долгое время входит в состав Комитета по развитию Российского футбольного союза и занимает пост вице-президента Московской федерации футбола.
СИЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - СИЛЬНАЯ СБОРНАЯ!
- У вас как у менеджера и человека, который достаточно хорошо знаком со всеми аспектами футбола не только в Москве, наверняка есть свой взгляд на сложившуюся в российском футболе ситуацию. Каким вы видите его развитие?
- В первую очередь необходим системный подход. Можно, конечно, сконцентрироваться на поисках идеального лимита на легионеров, но хорошие молодые футболисты сами по себе все равно не появятся. Проблема российского футбола - комплексная и требует таких же системных решений.
Сейчас необходима смена приоритетов. Раньше у нас был тезис: "Сильные клубы - сильная сборная!", а сейчас, я считаю, и последние результаты это подтверждают, нужно перейти к тезису: "Сильные школы - сильная сборная!"
Все согласны с тем, что детско-юношеский футбол необходимо активно развивать, но возникает вопрос: каким образом готовить футболистов нового образца?
- Что в вашем понимании необходимо сделать, чтобы воспитать хороших футболистов?
- Мы должны создать систему, которая бы генерировала востребованных футболистов, а для этого надо сделать самые банальные вещи - создать условия. И первое - это инфраструктура. Поля сейчас строятся, но главная наша проблема - климат. Его не изменить, поэтому необходимо стелить поля с подогревом. Ведь нельзя же играть в хороший футбол на ледяной корке.
Сейчас в рамках подготовки к ЧМ-2018 строятся стадионы и тренировочные поля, и я уверен, что можно предусмотреть строительство манежей рядом с этими объектами. Надо сейчас закладывать основы для дальнейшего развития. Но при этом не стоит забывать о том, что у нас уже есть - ФОКи, залы в общеобразовательных школах, и важно использовать их по максимуму.
- Можно ли ограничиться одними инфраструктурными изменениями?
- Нет, конечно! Если мы говорим о системном подходе, то возникает множество факторов разной величины, но во главе с инфраструктурными нововведениями у нас должны быть и тренеры. А чтобы детей обучали лучшие, необходимо создать механизм стимулирования и мотивации.
Сейчас во многих школах существует подушевая система оплаты труда тренеров. А это значит, что работник заинтересован в количестве учеников. Но может ли наставник одновременно одинаково хорошо тренировать 60 детей? Один из спорных вопросов связан с тарифной ставкой - для тренеров младших возрастов она меньше, соответственно, с маленькими начинают заниматься либо самые неопытные, либо те, кто менее способен тренировать, скажем так. И они преподают детям основы.
Уже давно понятно, что такая практика крайне неэффективна, и от подушевой системы необходимо как можно скорее отказаться. Нужно разработать и реализовать новую программу на уровне РФС. Речь сейчас не идет о частных академиях. Но если мы говорим о том, каким образом государство тратит деньги, каким образом стимулирует развитие футбола, - это вопрос уровня РФС. И тут стоит говорить не только о не идеальной системе мотивации труда, но и о подходе к солидарным выплатам.
На мой взгляд, ныне действующая система их выплаты должна быть модернизирована. Тренер должен быть мотивирован, понимать, что если он вырастит хорошего футболиста, который потом подпишет профессиональный контракт, то ему всю жизнь будут выплачиваться роялти. Для этого можно использовать институт фондов, куда деньги будут отчисляться, и тренеры смогут получать их. Я как человек, который работает в сфере финансов, точно знаю, что такие механизмы крайне эффективны.
- Но ведь речь должна идти не только о мотивации труда тренеров? Где нам взять специалистов высокого класса в таком количестве?
- Создали им условия и дали мотивацию, далее надо учить и требовать. Мы в Московской федерации футбола создали специальный Центр подготовки детско-юношеских тренеров имени К.И.Бескова, сейчас занимаемся его организацией, потому что это крайне важно. Если мы говорим про ЧМ-2018, необходимо максимально использовать ресурс и опыт международных стажировок - перспективных молодых тренеров надо отправлять в ведущие академии мира, чтобы они там набирались опыта. И это нужно делать непременно.
Также крайне важным считаю создание академии, которая смогла бы объединить всю футбольную Россию. Назовем ее, например, Академией РФС - она бы могла вобрать в себе все лучшее и стать платформой для реализации самых смелых футбольных идей и стратегий развития. Она может быть образована как на базе уже существующих школ, так и вновь созданных. Зато дети бы получили уникальный опыт, их взращивали бы ведущие специалисты под руководством тренерского штаба основной сборной страны. Раньше ФШМ (Футбольная школа молодежи, созданная Константином Бесковым в 1954 году) была таким проектом, и надо отметить, крайне удачным.
- Идеальная картина получается…
- Вы знаете, не совсем. Я разговаривал со многими коллегами о мотивации и оплате труда, и тут проявился еще один аспект: нередко тренер трудится по два часа в день, а у нас, для примера, восьмичасовой рабочий день. И меня спрашивали, как можно платить большую зарплату тренеру, который работает всего лишь два часа в день?
Думаю, что молодые тренеры, которые работают в государственных учреждениях, должны иметь возможность для подработки в близлежащих школах, чтобы они могли там вести уроки физкультуры или секцию. Это даст им шанс больше работать и больше получать. Но кроме этого, благодаря такому подходу мы сможем социально развивать футбол среди маленьких детей на организационном уровне. Будет происходить некая селекция, потому что одаренных ребят специалисты смогут с легкостью увидеть и пригласить в футбольную школу.
Это поможет нам выстроить некую вертикаль. Если взять опыт ведущих европейских академий, то в их основании именно такая пирамида: обучение начинается в общеобразовательных школах, самые талантливые дети привлекаются к занятиям непосредственно в академии, те, кто по каким-то причинам не может вытянуть ее уровень, не выкидываются из футбола, а возвращаются в свои школьные секции.
Если посмотреть, например, на систему "Шальке", то клуб создал программу " Auf Schalke ", которая охватывает весь Гельзенкирхен. Под брендом главной команды дети занимаются в школах. Следующий уровень - школы-интернаты, а сама академия - это уже своеобразный вуз, куда попадают лучшие. Именно такая экспансия, во-первых, даст огромный поток детей в футбол, в котором можно будет выискивать новых звездочек, а во-вторых, решит еще одну наболевшую проблему: позволит создать базовый интерес к футболу на самом низовом уровне, что станет основой интереса к футболу в общем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛУБОВ КРАЙНЕ МАЛО
- Наверняка в этой формуле успеха есть еще одна составляющая?
- Да, все, о чем мы говорили, будет неполноценным без хороших соревнований. Вот тут-то на первый план и выходят региональные федерации футбола. Их задача - развивать футбол в школах, организовывать соревнования, которые бы помогали готовить конкурентоспособных спортсменов. Все в комплексе должно дать результат.
При этом необходимо создать такую систему соревнований, которая, с одной стороны, не была бы слишком дорогостоящей и затратной для детей (им еще и учиться необходимо), а с другой - маленьким игрокам должно быть интересно заниматься футболом, и этого можно достичь только через игры, через дух соперничества. Стимул - вот первооснова мотивации. И следующий шаг, который здесь необходим, - команды-инкубаторы.
Посмотрите на ведущие государственные академии столицы - "Чертаново", "Строгино": у них есть команды-инкубаторы во втором дивизионе. Они выстраивают карьерную лестницу от маленьких детей к профессионалам. Мы в Москве это стараемся делать и не хотим, чтобы наши наработки затерялись.
Ведь что происходит сейчас: государство за бюджетный счет готовит молодого футболиста, который занимается с шести до семнадцати, выпускается - и оказывается никому не нужен. В этом возрасте надо быть Руни, чтобы раскрыть свой талант, подавляющее же большинство игроков "раскрывается" значительно позже.
Кого-то подписывают профессиональные клубы, но их у нас, как это ни странно звучит, катастрофически не хватает. Поэтому ребенок не видит для себя перспектив, его шансы стать профессиональным футболистом - та же статпогрешность. А вокруг соблазны современной жизни, сверстники, которые живут в свое удовольствие. И очень сложно заставить себя в такой ситуации соблюдать режим, каждый день изматывать себя на тренировках и отказывать в простых удовольствиях.
Поэтому мы и говорим: необходимо практически заново создавать низовой уровень профессионального и полупрофессионального футбола. Футбольные школы должны иметь свои команды на этом уровне, но и этого недостаточно. Нужна кардинальная реформа Второго дивизиона, она давно назрела, сейчас же эта проблема стоит особенно остро.
У нас в стране 108 профессиональных клубов, из них 74 - в первенстве ПФЛ. Это крайне мало! Какой может быть интерес к футболу, если футбол как таковой отсутствует. И происходит это во многом потому, что содержание команды даже на этом уровне оказывается чрезвычайно затратным, хотя бы из-за географии.
В зоне "Восток" расстояние между Оренбургом и Комсомольском-на-Амуре - 4200 километров, сами попробуйте представить транспортные расходы! Поэтому необходимо дробить Второй дивизион на большее количество зон, снижать затраты, легализовать полупрофессиональные клубы. И тогда - я не говорю, что это обязательно случится - у футбола будет хороший шанс прийти в регионы. И принцип " Support Your local team ", который делает английский футбол одним из самых коммерчески успешных в мире, начнет работать и у нас. И те ребята, которые сегодня занимаются больше сами для себя, будут знать, что при должном старании они команду себе найдут, потому что команд этих будет много.
- Но это только первый шаг большого пути.
- Да, естественно, необходимо развивать и освещение игры на всех уровнях, инфраструктуру, в чем может помочь государство, но начинать надо с этого.
Кроме того, у нас колоссальные перспективы в развитии студенческого футбола. К сожалению, сейчас не приходится говорить о единой системе межвузовских соревнований. А ведь это еще один инструмент, вовлекающий молодых людей в футбол.
Вчерашний выпускник спортивной школы становится студентом, и сборная его института или университета может стать для него той самой ступенькой, где футболист получит необходимый опыт. А при должном внимании к студенческому футболу тот должен стать еще одним кирпичиком в здании всей футбольной жизни.
Студенческий чемпионат в идеале по своему статусу должен мало отличаться от того же первенства Второго дивизиона. А если выпускник не станет профессиональным игроком, то мы можем получить грамотного специалиста: спортивного юриста, спортивного врача, спортивного менеджера - тех, кого в нашем спорте сейчас не хватает.
Конечно, без плотного сотрудничества с вузами не обойтись, но нельзя просто командным порядком обязать их участвовать в чемпионате - они должны быть сами заинтересованы в достижении успехов и на этой стезе. Не надо ничего выдумывать, просто возьмем все лучшее, что есть в мире - американская система студенческого спорта является примером, на который следует ориентироваться. А ведь этот пласт - это огромный рынок для спонсоров, рекламодателей, ведь студенты - одна из основных целевых аудиторий почти для любой компании.
Вот и складывается единая система, которую необходимо внедрять: развитие школ как базиса всей системы, воспитание тренеров, создание системы соревнований для молодых футболистов и реорганизация с качественным расширением низших профессиональных дивизионов и студенческого спорта. Все это сформирует базу в том числе для кадровых и коммерческих интересов "больших" клубов.
ЗА БЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ НЕ РЕШИТЬ
- Вы говорите об участии государства в развитии футбола в стране. Насколько оно готово к этому?
- Государство уже тратит огромные средства на футбол: школы, поля, стадионы, в том числе к ЧМ-2018 - это огромная работа, которую невозможно не заметить. Мы говорим о том, что необходимо - и это задача РФС - предлагать варианты этих трат. У государства достаточно других проблем, чтобы еще вникать и в тонкости футбольной жизни. Настало время всем вместе решить, как качественно повысить отдачу этих вложений, и здесь люди, которые вовлечены в футбол, могут подсказать верные пути.
Но за бюджетный счет всех проблем не решить, все это понимают. Все участники футбольной российской семьи должны прикладывать свои усилия для усиления позиций нашей страны в этой сфере. Не в ущерб себе, но искать новые пути приложения сил и средств. Существует, и я предлагаю это к обсуждению, еще одно направление возможного развития и воспитания молодых игроков.
Возьмем, например, бюджет небольшой команды в испанской примере. Мы с удивлением обнаружим с вами, что бюджет такой команды будет небольшим и там есть хорошие футбольные поля, хороший климат, инфраструктура и сильные соперники. Если говорить о ЧМ-2018, давайте совершим футбольную и экономическую интервенцию - приобретем несколько клубов в недорогих западных чемпионатах, даже там, где есть лимит на легионеров, и заполним эти места российскими молодыми перспективными футболистами.
У нас есть яркий пример - Денис Черышев, закрепившийся в одной из сильнейших лиг Европы, в своем юном возрасте игрок сборной. Как футболист он вырос в конкурентной среде, сейчас получает бесценную практику в "Вильярреале". И если, например, мы на условиях стипендии отправим сто выпускников Академии РФС на такую стажировку, то получим тот самый кадровый резерв, о котором так много говорят сейчас. Петр Первый посылал молодежь учиться в Европу, так что же мы будем стесняться.
- Сейчас РФС переживает не самые лучшие времена, как вы думаете, повлияет ли эта история на региональные федерации, в частности на МФФ?
- У нас в Москве особые условия, так сложилось, что именно столица стала в России центром футбольной жизни - тут по сравнению с другими регионами много школ и академий. У нас лучшая инфраструктура, лучшие тренеры - это сказывается на общем уровне. Мы организуем конкурентоспособные соревнования. Для всей остальной страны мы являемся примером и не собираемся останавливаться на достигнутом. Возможно, именно поэтому нас не пугают временные трудности в РФС. Я думаю, что на нас такие испытания скажутся в меньшей степени и мы продолжим лидировать.
- Сборные Москвы - это визитная карточка МФФ, расскажите о том, какие шансы у ребят на попадание в национальную команду?
- В составе сборной Москвы выступают лучшие из лучших, ведь у наших тренеров большой выбор - среди игроков огромная конкуренция, и это сказывается на результатах. Например, выделю сборную Москвы 1998 года рождения и ее выступление в финальном турнире первенства России среди сборных юношеских команд субъектов РФ и МРО РФС. Состав был не оптимальным, однако это не помешало ребятам показать высокий результат.
Перед тренерским штабом поставили цель: на базе сборной Москвы подготовить ребят для национальной команды и тех, кто может стать ближайшим резервом. Была достигнута договоренность с тренерским штабом сборной России 1998 года рождения, поэтому интерес к нашим парням на соревнованиях был большой, в Сочи приехал Михаил Михайлович Галактионов (главный тренер сборной России 1998 года рождения. - Прим. "СЭ"), он лично убедился в высоком уровне подготовки наших футболистов.
Более того, на первенстве России несколько человек зарекомендовали себя настолько хорошо, что теперь они имеют все шансы на попадание в сборную страны. Плотное взаимодействие с тренерским штабом национальной команды, думаю, позволит москвичам лучше себя проявить и на международной арене, что должно сказаться на их профессиональной судьбе.
- Футбол для вас это бизнес?
- В футболе я не ради славы, не ради денег. Для меня это, в хорошем смысле слова, донкихотский - идеалистический проект. Я в футбольном бизнесе никогда не был и никогда не буду. У меня системное юридическое образование, я занимался бизнесом и знаю, что есть определенные управленческие правила и законы, которые совершенно точно должны быть применимы в футболе. И для этого я приложу максимум усилий.
Анна ДОРОНИНА, Динара КАФИСКИНА