ХОККЕЙ
Вчера в Сан-Хосе о завершении карьеры объявил 39-летний вратарь Евгений Набоков, чемпион мира-2008, чемпион России-1995 в составе московского "Динамо".
ЛОВЕЦ
Игорь РАБИНЕР
Решение, которое в минувший понедельник приняли в "Сан-Хосе Шаркс", говорит о месте Евгения Набокова в истории этого клуба громче любых эпитетов. Выменять в "Тампе" 39-летнего голкипера специально для того, чтобы два дня спустя он объявил об уходе из хоккея в роли игрока "Акул", - не просто благородный шаг. После такого любой болельщик (безотносительно любимой команды, вида спорта, страны) должен снять перед менеджментом клуба шляпу, а самый сентиментальный - и пустить слезу. В России подобное случилось разве что с возвращением Андрея Тихонова в родной футбольный "Спартак" на последний в его карьере сезон.
Спорт - штука циничная, и многих возрастных спортсменов рассматривают как отработанный материал. История с Набоковым показывает: не везде. И тем по обеим сторонам океана, кто меряет сегодняшний мир примитивной черно-белой шкалой "друзья - враги", не грех взять с "Сан-Хосе" пример. У человека, уже четыре с лишним года не играющего за клуб, но по-прежнему владеющего всеми его вратарскими рекордами (от числа побед в регулярке и плей-офф до количества "сухарей"), в глазах его руководства не может быть правильной или неправильной национальности. Пусть ему и не удалось выиграть Кубок Стэнли.
В конце-то концов, с Набоковым летом 2010 года (после второго в его карьере выхода в полуфинал) "Акулы" контракт не продлили, но с его наследниками лишь раз дошли до той же стадии. То есть не во вратаре было дело. Тем более что с ним из десяти сезонов "Сан-Хосе" не вышел в плей-офф лишь однажды и всего раз из девяти не прошел первый раунд.
Зато "Колдер Трофи", приз лучшему новичку сезона НХЛ, Набоков в 2001-м выиграл. В Матчах звезд лиги дважды участвовал. Второе место в голосовании за "Везину" (трофей лучшему вратарю лиги) после Мартина Бродера занимал. Президентский кубок выигрывал, до финала конференции два раза доходил. По количеству побед и сухих матчей в число 20 лучших вратарей в истории НХЛ вошел. Наконец, одним из всего десяти вратарей, кто забивал в регулярном матче, стал. Наверное, должно было пройти время, чтобы в клубе это оценили. И сделали красивый финальный жест.
Чтобы вы понимали, чего ему все это стоило, - взгляните на 9-й раунд и 219-й номер его драфта. Из таких глубин в НХЛ мало кто пробивается. Начиналось все со скромнейшего двустороннего контракта на 260 тысяч долларов в основной команде и 50 тысяч - в фарм-клубе, где он два с лишним сезона и провел, порываясь назад, в "Динамо". Да и тот контракт случился благодаря титулу лучшего вратаря Евролиги, в которой бело-голубые дошли до финала.
Кстати, об итогах драфта Евгений узнал из... "СЭ". "Пошли с динамовцами в баню, и тут кто-то показал мне газету со списком, - рассказывал он мне. - Я страшно удивился. До сих пор не знаю, где они меня подсмотрели. Но мне надо было закрепиться в "Динамо", и вскоре я об Америке по большому счету забыл".
Окончание - стр. 7