Газета Спорт-Экспресс № 50 (6701) от 12 марта 2015 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 марта 2015 | Футбол - Лига Европы

ФУТБОЛ

ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/8 финала. Первый матч. Сегодня "НАПОЛИ" - "ДИНАМО"

Спецкор "СЭ" - о Неаполе, легендарном аргентинце и дополнительной мотивации для Вальбуэна .

ТУТ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ПОМНИТ МАРАДОНУ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Неаполя

Из поспешно пришедшей в Москву весны, бьющей, словно по заказу для начала футбольного сезона, температурные рекорды, "Динамо" за четыре неполных часа долетело на юг Италии - и окунулось в солнечное лето. Если верить световому табло на улице, носящей имя родившегося в Неаполе короля Виктора Эммануила III , днем было "плюс 18". На сегодня, правда, прогнозируются осадки.

Памятуя о статусе "родины пиццы", которым пользуется Неаполь, невольно обращаешь внимание на закусочные, в которых выставлены ломтики "маргарит" и "маринар", хотя вообще-то таких заведений много и в других местах. Скопление полицейских машин возле отеля Grande Albergo Vesuvio навело на мысль: уж не тут ли поселилось "Динамо"? Ответ был найден незамедлительно: рядом припарковался автобус с табличкой "Д" на переднем стекле.

Набережная, на которой стоит отель, носит имя сирены Партенопы (Парфенопы), которая завлекала своим пением Одиссея и его людей. Не преуспев, это существо с горя утопилось, а его тело, согласно легенде, выбросило туда, где теперь стоит Неаполь, при древних греках Парфенопея. Вот и у "Наполи" одно из прозвищ - партенопейцы.

Точно напротив гостиницы - местная достопримечательность Кастель-дель-Ово ("Яичный замок") с пушками и панорамным видом на Неаполитанский залив. Внизу теснятся яхты, далее ощетинился подъемными кранами торговый порт, а вдали создает декорацию величественный Везувий, у подножия которого тоже раскинулась городская застройка.

Вулкан частично скрыт дымкой, из-за которой даже со смотровой площадки не разглядеть остров Капри, известный из школьной программы, поскольку там прожил в общей сложности 15 лет Максим Горький. На курортном острове, впрочем, бывали и многие другие знаменитости, в том числе Тургенев, Бунин, Чайковский, Станиславский, да и Ленин - куда же без него.

В Неаполе, однако, каждый камень знает скорее другую мятежную личность - Диего Марадону. С ним в составе лазоревые взяли Кубок УЕФА-1989 и дважды (1987, 1990) выиграли скудетто, что не удалось ни до того, ни в последующую четверть века. "У болельщиков со стажем слезы на глаза наворачиваются, когда они вспоминают Марадону", - сказал мне как-то поигравший за "Рубин" и "Спартак" защитник Сальваторе Боккетти, появившийся на свет в Неаполе.

Примечательно, что, приехав в Россию, итальянец с удивлением узнал, что осенью 1990 года "Спартак" одолел в Лиге чемпионов "Наполи". Оба матча завершились нулевой ничьей, а 11-метровые в Лужниках лучше пробили москвичи.

Честно говоря, я списал неведение Боккетти на субъективность, присущую истории во всех ее проявлениях. У футбольных клубов, как и народов, свои герои и яркие страницы. Если советская тогда еще команда, пусть по пенальти, но обыграла самого Марадону, то для "Наполи" случился досадный и безликий срыв.

Александр Кокорин, однако, вчера сознался, что тоже не знал про победу красно-белых. Что ж, если Боккетти тогда было около четырех лет, то Александр вовсе еще не родился. Да и не спартаковец он все-таки.

...На обложке официальной лужниковской программки, выпущенной к ответному матчу 7 ноября 1990 года, помещена фотография голкипера в желтой форме с черной окантовкой - молодой Станислав Черчесов собственной персоной. На неофициальной, выполненной шаржами, - небритый Марадона, бьющий по мячу, который сверху накрывает летящий усатый вратарь. Наверное, когда вчера вечером Станислав Саламович выводил динамовцев потренироваться на поле обветшалого стадиона "Сан-Паоло", сердце у него екнуло: было же время... Хотя немногим ранее на пресс-конференции строгий наставник заметил: "Тренер должен хранить холодным рассудок. Если одолевают эмоции, он превращается в болельщика".

Если осенние нули в 1990-м на неаполитанской арене порадовали, то ранее в июне сборная СССР проиграла там матч чемпионата мира Аргентине (0:2), которую прежде всего из-за Марадоны горячо поддерживали зрители. Это тогда шведский арбитр Фредрикссон, преданный у нас анафеме, не назначил в ворота аргентинцев пенальти за второе проявление "божьей руки".

Перед полуфиналом с итальянской сборной Марадона, играя на противоречиях между индустриальным севером Италии и более бедным югом, выступил с провокационным призывом к местной публике не болеть за "Скуадру адзурру".

"Неаполь всегда подвергался дискриминации", - заявил он. Болельщики ответили баннером: "Диего, мы тебя любим, но мы итальянцы".

Впрочем, все это было уже довольно давно. Зато у Матье Вальбуэна воспоминания свежие и, увы, негативные. В прошлом сезоне "Марсель" с теперешним динамовцем в составе дважды проиграл лазоревым на групповом этапе Лиги чемпионов - 1:2 и 2:3. В Неаполе французская команда забила первой, но все же была вынуждена капитулировать из-за дубля Игуаина. Партенопейцы оказались быстрее и точнее в завершении атак. Так что если в 1/16 финала повод брать реванш был у Венкера, постоянно проигрывавшего "Андерлехту" со "Стандардом", то теперь особым рвением должен отличаться другой динамовский француз.

...В аэропорту Шереметьево великан Самба, заговорившись с Вальбуэна, не заметил в зале ожидания подставку для багажа около кресла и больно ударился об ее край голенью. "Вот и первая потеря", - прозвучала шутка. Правда, допустимая, ибо ничего страшного не случилось. На самом деле потеря одна: полузащитник Юсупов, перебрав предупреждений, остался дома. Но Венкер с Денисовым "висят" на карточках, так что Черчесов, возможно, уже вспомнил покинувшего команду Нобоа.