ФУТБОЛ
РАЙОЛА - СОЗДАТЕЛЬ КЛАНА
Агентом Ибрагимовича на заре карьеры был Андерс Карлссон. Он шведу не подходил. Как-то раз 20-летний игрок взялся подвезти импресарио в аэропорт на своем "Порше". На одном из перекрестков загорелся красный свет, но форвард невозмутимо продолжил движение.
- Кажется, там был красный, - заметил и без того ошалевший от скорости Карлссон.
- Да? - ответил Ибрагимович. - Я не заметил.
На следующий день Карлссон позвонил и сказал, что "эта поездка - худшее, что с ним происходило в жизни". Ибре был нужен кто-то покрепче, кто не боялся бы нарушать правила, не стоял бы как вкопанный у знака "STOP". Тогда появился Мино Райола.
Кармине Райола, позднее ставший называть себя Мино, родился в крохотном городке на юге Италии. Младенцем переехал с родителями в Голландию. Отец открыл пиццерию в Харлеме. Райола рассказывает, что президент местного футбольного клуба, в котором когда-то начинал Руд Гуллит, приезжал каждую пятницу, чтобы поесть с ними. "Я всегда говорил ему, что он ничего не смыслит в футболе. Однажды он отвел меня в сторону и сказал: "Слушай, ты должен попробовать", - и назначил меня спортивным директором", - вспоминал Райола.
Разжившись обширными связями с клубами и игроками, он быстро смекнул, как можно зарабатывать круглые суммы. В 20 лет открыл брокерскую фирму и занялся агентской деятельностью. На первых порах итальянец осваивал голландский рынок, осуществляя трансферы в Италию. При его деятельном участии в одном только 1993 году в серию А переехали четверо подданных королевы Беатрикс, в том числе юный Деннис Бергкамп, чей переход обошелся "Интеру" в 12 миллионов долларов.
Чтобы максимально освоиться на Апеннинах, Райола втерся в доверие к серому кардиналу итальянского футбола рубежа веков - Лучано Моджи, одиозному гендиректору "Ювентуса". С подачи агента туринцы купили у "Лацио" Павла Недведа, которого сам же Райола в Италию и привез. Но главным его активом стал, конечно, Ибрагимович.
Собираясь на первую встречу со своим будущим антрепренером, шведский нападающий "Аякса" решил показаться крутым парнем. Надел лучшую куртку, золотые часы и приехал в роскошный до невозможности отель на "Порше". Он рассчитывал встретить господина в полосатом костюме и с часами потяжелее. Однако за столиком восседал пузатый мужчина в джинсах и футболке. Ибрагимовичу он сразу понравился тем, что без всякой прелюдии приступил к делу. Райола достал лист бумаги и продекламировал:
- Кристиан Вьери - 27 матчей, 24 гола. Филиппо Индзаги - 25 матчей, 20 голов. Давид Трезеге - 24 матча, 20 голов. Златан Ибрагимович - 25 матчей, 5 голов. Ты думаешь, что я смогу продать тебя с такими показателями?
- Если бы я забил 20 голов, даже моя мама смогла бы меня продать, - парировал Ибра.
- Ты хочешь быть лучшим в мире или тем, кто заколачивает миллионы?
- Лучшим в мире!
- Тогда ты должен продать свои машины, свои часы и начать тренироваться в три раза усерднее. Потому что твоя статистика ужасна.
Через три года, забив 35 голов в 74 матчах чемпионата Голландии, 22-летний Ибрагимович перешел в "Ювентус" за 20 миллионов евро.
Часто Райолу сравнивают с героями культового американского сериала "Клан Сопрано". Он и вправду неровно дышит к американскому кинематографу. Его компания, базирующаяся в Амстердаме, носит название Maguire Tax & Legal в честь оскароносного фильма "Джерри Магуайер" с Томом Крузом в главной роли.
Когда случился Моджигейт, итальянец сфокусировал свое внимание на других клубах, начав сотрудничать с президентом "Барселоны" Жоаном Лапортой и вице-президентом "Милана" Адриано Галлиани. В состав красно-черных он пристроил таких игроков, как Балотелли, ван Боммел, Эмануэлсон и Робинью. Сделку по покупке Ибрагимовича "Миланом" агент называет не иначе как "величайшей из тех, что он когда-либо проворачивал". Несравненный Райола сбил первоначальный ценник в 60 миллионов евро до годовой аренды с правом выкупа за 24 миллиона. В настоящее время он ведет дела Погба, Мхитаряна, Матюиди, Хамшика…
Почти все публичные выступления Райолы - наглый, но расчетливый блеф. За несколько месяцев до возвращения Балотелли на родину из Англии он заявил: "Марио - не гнилое яблоко, как сказал Берлускони. Он - вишня. Его шансы вернуться в Италию этой зимой равны сотой доле процента. Ни один тамошний клуб не может себе позволить такого футболиста". Зимой Балотелли оказался в "Милане". 99 процентов он отдавал и на то, что Ибрагимович останется в "Барселоне".
Сейчас Райола всеми силами набивает цену на Погба, повторяя как мантру: "100 миллионов за трансфер, 12 миллионов зарплаты". Transfermarkt оценивает рыночную стоимость француза как минимум в два раза ниже, но гранды развесили уши, заслушавшись песнями вроде "Погба - это своего рода картина Дали".
Дмитрий МУХИН