ФУТБОЛ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Андрей МАНАННИКОВ: “ПЕРВАК МАХАЛ ПИСТОЛЕТОМ: “ВСЕХ ПОЛОЖУ!”
Футбол 90-х знакомил нас с яркими персонажами. Они действительно были прекрасны - Гарин, Терехин, Наталушко… Одним из самых-самых в череде новых героев казался голкипер “Зенита” и “Ротора” Андрей Мананников.
И вдруг - пропал. Исчез из большого футбола при обстоятельствах драматичных.
Мы его нашли годы спустя. В Петербурге.
ШМАРОВ
- Вы долго жили в Душанбе. Таджики - что за люди?
- Те, кого видим на наших улицах, - это таджики, спустившиеся с гор. Кто родился в Душанбе, оттуда не уезжает. А если уж перебираются в Москву или Питер, должности у них хорошие.
- Не дворники?
- Ни в коем случае! Открывают рестораны, занимаются бизнесом.
- Бываете в Душанбе?
- Прошлой осенью съездил с ветеранами, играли против “Спартака”. До этого 12 лет не был. Город не узнать. На Эмираты похож.
- Ярче всех из того “Памира” сложилась тренерская судьба у Маматкуловича.
- Маматкулович - это кто такой?
- Рашид Рахимов.
- Рашида знаю с 1984-го. Всегда был с высокомерием. Как говорят, человек переехал в Европу, но Душанбе в нем остался.
- Учитывая характер Рахимова, драки внутри команды случались?
- Скандалить - скандалили, но дрался он постоянно только с Игорем Амирченко. Был такой защитник.
- Кто кого?
- Один на один Амирченко, может, и завалил бы его. Но у Рахимова много друзей. Еще и братья приезжали.
- Нам казалось, не самой простой характер у Мухсина Мухамадиева.
- Мухсин, ха… Как объяснить? Вам кажется, что Мухамадиева “понесло”. А на меня он смотрит, и его не “несет” никогда. Мухсин знает, где его место. После того как закончил ВШТ, стал немножко… Дергаться. Но при мне - адекватный.
Мы с Батуренко поначалу Мухсина повсюду с собой таскали. Приезжаем в Сибирь, идем куда-то, а Мухамадиев при нас как диковина. Маленький, толстенький, черный, как вот этот стол. В Сибири таких и не видели. Но когда заиграл, от нашей компании отбился.
- Ваш “Памир” тренировал Юрий Семин.
- Кому я благодарен, так это Семину. Пришел в “Памир” - сразу меня поставил. Хоть я был третьим вратарем. Уехал на Спартакиаду школьников, а “Памир” на матч с “Кайратом”. Неожиданно меня срочно вызывают в Алма-Ату. Наш Тростенюк отыграл первый тайм, получил два от грека…
- Пехлеваниди?
- Вот-вот. Семин усадил Тростенюка на лавку - выпустил меня. С тех пор играл без замен. Кроме года, когда забрали в ЦСКА.
- Вывел в высшую лигу “Памир” Шариф Назаров. Так никуда из Таджикистана и не уехавший.
- Шариф - далекий от футбола человек. Никогда не играл. В “Памире” был администратором, начальником команды. Вдруг назначили тренером. На том, что заложил Семин, полетели.
- “Спартак” громили - 5:1.
- Я вам расскажу, почему 5:1. История давняя, уже можно. После первого тайма - 4:0. Забиваем пятый. А тогда Шмарова тянули в бомбардиры. Попросил - ну, Мамаджанов на 90-й и уронил его специально в штрафной. Чтоб он пенальти забил.
- Это что-то стоило?
- В данном случае - никаких денег. Он попросил - мы сделали. Хотя раньше и судьи были другие, и отношения, и футбол. Все продавалось и покупалось.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 4