ФУТБОЛ
ПЕРВЕНСТВО РОССИИ. ФНЛ. 1-й тур
Репортаж спецкора “СЭ” о долгожданном возвращении Валерия Карпина в российский футбол и дебюте “Зенита-2” в ФНЛ.
ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЁ ПО БАРАБАНУ
ЗЕНИТ-2 - ТОРПЕДО - 0:0
“Зенит-2” (Санкт-Петербург): Обухов, Зуев, Лобов, Родич (А.Иванов, 15), Зырянов, Зинков, С.Иванов (Назимов, 56), Ткачук (Троянов, 88), Попов (Джорджевич, 77), Киреенко, Богаев.
“Торпедо” (Армавир): Комаров, Морозов, Мамаханов (Чежия, 37), Мирошниченко, Джаркава, Алексанян, Хурцидзе, Амбарцумян, Дугалич, Падерин (Михеев, 90+1), Геперидзе (Исаев, 67).
Наказания: Морозов, 21. Алексанян, 24. А.Иванов, 32. Падерин, 34. Джаркава, 58 (предупреждения).
Три лучших игрока: Обухов (З), Комаров (Т), Зырянов (З).
Судья: Федотов (Москва).
12 июля. Санкт-Петербург. МСА “Петровский”. 2000 зрителей.
Дмитрий СИМОНОВ
из Санкт-Петербурга
Давайте скажем правду друг другу в глаза: главным матчем воскресенья стал не какой-то там Суперкубок, а игра ФНЛ “Зенит-2” - “Торпедо” (Армавир). В интернете ее посмотрело без малого 60 тысяч зрителей, и одна из трибун Малой спортивной арены была битком, так что длина очереди за чаем в перерыве приближалась к бесконечности. “Зенит” - среди самых популярных команд страны, и часть этой популярности перепадает его командам-“дочкам”. А еще народ за месяц успел соскучиться по футболу. И, конечно, долгожданное возвращение Карпина добавило флера.
По нему успели соскучиться - в последний раз его видели на скамейке 17 марта 2014 года, когда “Спартак” упустил победу над “Анжи” и тренер в глазах Леонида Федуна превратился из практически сына родного в “сбитого летчика”. Правда, с радаров Валерий Георгиевич не пропадал: полгода в “Мальорке” он старался игнорировать российскую прессу, но все остальное время - и до и после - не вылезал со страниц газет и из телевизоров, светился на стадионах, путешествовал по городам. В общем, делал все, чтобы не пополнить когорту вечно безработных, возглавляемую Анатолием Бышовцем. Быть медиаперсонажем и практикующим тренером - не одно и то же. Неудивительно, что Карпин ухватился за свой шанс.
На пресс-конференции после первого выстраданного в ФНЛ очка Карпин честно признался, что ввязался в авантюру. Причем во второй раз подряд. Едва получив увольнение из “Мальорки”, россиянин обозвал испанский клуб сумасшедшим домом: он шел на живое место, руководители менялись, траву на базе приходилось подстригать чуть ли не своими руками, для разметки полей не покупали краску. Главное отличие “Торпедо” от ситуации в “Мальорке” - четкое понимание, кто хозяйничает в клубе. За селекцию отвечает агент спартаковских армян Валерий Оганесян, а за финансирование - уроженец Армавира Олег Мкртчан в неафишируемом соавторстве с Джеваном Челоянцем, оппозиционным членом совета директоров “Спартака”. Стабильность власти дарит тренеру надежду, что в клубе вряд ли начнется свистопляска с тренерами, как в “Мальорке”, где Карпин сначала сменил Мигеля Солера, а потом вернул ему должность.
В остальном же “Торпедо” на сегодняшний день и правда выглядит откровенной авантюрой. Армавир будет проводить домашние игры не на родине, а на “Родине”, в Химках, еще недавно собирался воздержаться от по спортивному принципу добытого всплытия из второго дивизиона (антипод “Зенита-2”) и думал переименоваться в “Кубань-2”. Планы изменились настолько стремительно, что с пылу с жару назначенный Карпин еще за семь минут до начала игры, по собственным словам, не знал, кого придется выпустить на поле, потому что группу футболистов заявляли на бегу. Кажется, поэтому даже пришлось задержать начало встречи.
Бутсы на ногах у Карпина будто намекали, что в условиях кадровой голодухи тренер готов был включить в состав себя и честно отбегал бы 90 минут. На счастье, три дня назад подтянулась группа спасения из ереванского “Улисса”, который по удачному для “Торпедо” стечению обстоятельств проиграл в отборочном раунде сильной мальтийской “Биркиркаре” и смог отпустить в Россию весь основной состав.
Фанаты “Зенита” про Карпина не забыли и звали его из подтрибунного свежей песенкой:
“Эй, тренеришка,
ла-ла-ла-ла-ла,
Ну как делишки,
ла-ла-ла-ла-ла,
Теперь “Торпе-е-едо”
Ищет себе каВалера”.
Наверное, Карпин должен воспринимать куплет как комплимент. Ведь “тренеришкой” его сравнили с большим специалистом Унаи Эмери, двукратным победителем Лиги Европы, который никогда не работал в ФНЛ.
Гораздо грубее прозвучала оскорбительная кричалка на 70-й минуте. Хотя у Карпина она, наоборот, могла вызвать трогательные, добрые воспоминания. Ведь ее он слышал всякий раз, когда играл со “Спартаком” на большой, а не на Малой арене “Петровского”. Против “Зенита” - без обидной цифры “2”.
После рукопожатия с Владиславом Радимовым Карпин приземлился на тренерскую скамейку. На соседних креслах “сидела” пустота: в команде, цитирую Валерия Георгиевича, пока нет ни тренера по физподготовке, ни тренера вратарей, ни тренера-аналитика. В середине первого тайма в руках у Карпина появилась бумажка, где он фиксировал замены. Хотя поначалу показалось, что он сверяет номера игроков с именами и фамилиями, поскольку не всех еще знает в лицо.
Испанские тренеры, которые следуют за россиянином со времен позднекарпинского “Спартака”, не успели оформить визы и присоединятся к “Торпедо” после выезда в Хабаровск. Брать в штаб соотечественников Карпин не намерен, потому что радикально критически настроен к русской школе ассистирующих тренеров. Поэтому пока что Валерий Георгиевич - один за всех.
Обе команды действовали по известному принципу “сзади - построже, впереди - поострее”. И у тех и у других второе получалось гораздо хуже, чем первое. Карпин раз в две-три минуты трагически взмахивал руками, но без надрыва и без фанатизма. Было абсолютно ясно, что игра команды пока не зависит от него. “Торпедо” между тем ни в чем не уступало, а местами и переигрывало “Зенит-2”: гостям помогали сыгранность, достигнутая в “Улиссе”, и в целом приемлемый для ФНЛ уровень мастерства, который удостоился похвалы даже от Радимова. Карпину достались крепкие игроки, выступавшие в ФНЛ, ПФЛ и турнире дублеров. За спиной у практически каждого - трудный жизненный и карьерный путь.
Например, Ираклий Чежия несколько лет капитанил в дубле “Спартака”. Запасного вратаря Ревякина называли новым Акинфеевым. Ника Пилиев при Хуанде Рамосе засветился в Лиге чемпионов и лично мне запомнился тем, как демонстрировал новенький белоснежный “мерс” пацанам на базе в Ватутинках - среди зрителей был попавшийся на допинге голкипер Артур Нигматуллин и еще несколько так и не зажегшихся звездочек. Заводилой атак “Торпедо” был крашеный блондин Игорь Падерин (экс-“Улисс”, “Орел”, “Сочи”, “Тюмень”, “Кузбасс”, “Амкар”...), который не стеснялся идти в обводку, чередуя финт Зидана и дриблингом в стиле КриРо. Карпин быстро запомнил его и с бровки постоянно звал Игоря. Окрыленный Падерин однажды обыграл четверых, а после замены сел рядом с тренером на пустую лавочку.
Многочисленные грузинские и армянские фамилии в составе армавирцев вводили в заблуждение - неужели “Торпедо” в три раза превысило лимит на легионеров ФНЛ и получит “технарь”? Но нет, у всех, кому надо, имеются российские паспорта.
Склонить чашу весов в пользу “Зенита-2” не сумел матерый Зырянов, который как мог старался строить игру в центре поля. Во втором тайме у него на лице появился пластырь. Столкновения никто не углядел, только местный фотограф-аксакал мрачно пошутил, что Зырянов промахнулся, пытаясь вырезать себе глаза, чтобы не видеть происходящего на поле. Хотя Константина вряд ли можно испугать первой лигой. Год назад ему вполне себе комфортно игралось даже во втором дивизионе (если б надоело - закончил бы), а во второй половине 1990-х, когда условия в футболе были куда хуже, а люди - злее и беспредельнее, Зырянов исколесил необъятные просторы России вместе с “Амкаром”. Круг замкнулся. К футбольной старости Зырянов вернулся туда, откуда и начинал.
Не выдержав напряжения матча, который игрался практически без ворот, в добавленное время кто-то из торпедовцев обрушился на газон. “Не надо врачей!” - отмахнулся Карпин. К этому моменту он изрядно вымок и продрог, пришлось утеплиться с помощью белой куртки. “Пускай умирает, что ли?” - возмутился арбитр и во избежание инцидента с трагическим исходом пораньше дал финальный свисток. Карпин поправил взлохмаченную ветром с Невы прическу и начал раздавать автографы. Дети в шарфах “Зенита” приходили в восторг. Отличный будет вариант на случай отставки Андре Виллаш-Боаша.
А дальше была самая посещаемая пресс-конференция в истории Малой арены “Петровского” и команды “Торпедо” (Армавир). Карпин много шутил и выглядел абсолютно счастливым человеком, словно тренировать ему придется не Пилиева с Чежия, а Неймара с Пике.
- Кто выиграет Суперкубок? - спросили у Валерия Георгиевича, когда он уже собирался уходить.
- Да мне вообще по барабану!
В этом ответе был весь Валерий Карпин.
Все-таки хорошо, что он вернулся.