Газета Спорт-Экспресс № 166 (6817) от 31 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 июля 2015 | Хоккей

ХОККЕЙ

Главный арбитр КХЛ, в прошлом главный тренер национальной, молодежной и юниорской сборных, а также “Ак Барса” и “Северстали” ответил на вопросы “СЭ”.

Владимир ПЛЮЩЕВ: “Я ПРИШЕЛ НЕ ГОЛОВЫ РУБИТЬ”

НАЧАЛО ПРОШЛОГО СЕЗОНА ВЫШЛО СМАЗАННЫМ

- За годы существования КХЛ мы привыкли к тому, что каждый год происходят изменения в правилах или судейских установках. Что нас ждет в будущем сезоне?

- Таких новшеств, как в прошлом сезоне, не будет. Тот чемпионат начался с новой трактовкой правил, касающихся задержки клюшкой и задержки клюшки соперника. Тогда и специалисты, и болельщики не восприняли нововведения, потому что судьи порой пересвистывали и гнали буквально за все. Но, на мой взгляд, начало сезона вышло смазанным, тут скрывать нечего. В середине чемпионата все привели в божеский вид, ну а плей-офф вообще прошел очень хорошо. В наступающем чемпионате судьи будут больше обращать внимание на грубые атаки сзади, атаки игрока, не владеющего шайбой, удары под конек. И не только удары: иногда игроки делают вид, что едут на широких ногах, а одна из ног подъезжает под опорную ногу соперника, что приводит к травме.

- Какая была у защитника СКА Дмитрия Калинина, полученная им в серии с ЦСКА?

- Да. Это как раз наиболее характерный момент. Я думаю, Женя Артюхин мог сманеврировать. Хотя не было видно, что он шел целенаправленно, там был игровой момент. Вообще одной из основных задач департамента является не только то, чтобы все соблюдали правила, но и предотвращение травм. Жесткие контакты вполне допустимы, но не должны переходить рамки. К примеру, жестко будет наказываться атака вратаря. При любом контакте с ним. Мы много разбирали подобные моменты на видео: игрок имитирует атаку, а сам вкатывается во вратаря, после чего его партнер забивает гол в пустые ворота. При любом контакте с вратарем, находится ли он в площади ворот или нет, если голкипер теряет равновесие и позицию, то это будет наказываться малым или даже пятиминутным штрафом и удалением до конца игры. Да и вообще все силовые приемы, которые применяют друг против друга хоккеисты, будут рассматриваться через призму травм.

- Продолжится ли борьба с симулянтами?

- Безусловно. Любители сымитировать фол, даже если в игре судья воспринял его за чистую монету, будут жестко наказываться: денежным штрафом и публикацией его фамилии на внутреннем портале КХЛ для клубов. Обязательно вывесим список “артистов Большого и Малого академических театров”. Они известны судьям, но видеть свою фамилию в таком списке мало кому захочется. Хоккеисты да и вообще все спортсмены должны быть артистами, но во всем нужна мера. Симуляция раздражает всех: болельщиков, тренеров, руководителей клубов.

УДАЛЯТЬ ДО КОНЦА ПО-ПРЕЖНЕМУ БУДУТ ТОЛЬКО ЗА ВТОРУЮ ДРАКУ

- Очень многое, что происходит в Северной Америке, через какое-то время появляется и у нас. Со следующего сезона НХЛ вводит формат овертайма “три на три”.

- Мы играем в рамках правил ИИХФ. Если они примут эти новшества, то примем и мы, так как мы не можем играть по другим правилам, отличающимся от тех, по которым проводятся чемпионаты мира и олимпийские турниры. На последнем конгрессе, например, подробно разбирались силовые приемы на грани фола. Правила остаются те же, но будет ужесточение к требованиям по безопасности. Иными словами, если игрок хочет сделать чистый хит, но попадает в голову, он должен нести ответственность. Если игрок разогнался и со всей силой въехал в игрока, стоящего у борта к нему спиной, то это никакие не две минуты - это чистые 5 и 20.

- Будут ли снова удалять до конца игры после первой же драки, что соответствует правилам ИИХФ, либо останется маленький пунктик, принятый во втором сезоне КХЛ, по которому с площадки будут выгонять только после второй?

- Изменения, принятые ранее в КХЛ для повышения зрелищности, останутся.

- Общаетесь ли вы с главой судейского комитета ИИХФ Константином Комиссаровым?

- Да, я знаком с ним очень давно, когда он был судьей и работал в России. Так что о грядущих изменениях будем знать наперед. Тем более что они - никакой не секрет.

- Будут ли привлекаться новые иностранные арбитры в связи с окончанием судейской карьеры финна Юри Рённа?

- Рассматриваем и ведем переговоры с еще одним финским, а также с североамериканскими арбитрами. Но приглашаем мы их не потому, что они иностранцы, а действительно очень сильные судьи с большим международным опытом.

АРБИТРОВ БУДУТ ОЦЕНИВАТЬ КЛУБЫ

- Известно, что судьи создали свою ассоциацию. Как будут заключаться договоры с арбитрами - через созданную ими организацию или с каждым персонально?

- Мы заключили персональные контракты на следующий сезон со всеми судьями. Массовых соглашений у нас нет.

- В следующем сезоне будет составлен рейтинг арбитров. Как и кем будет оцениваться их работа?

- Он был и раньше, но сейчас он будет более систематизирован. Это будет сквозной рейтинг по трем лигам (КХЛ, ВХЛ, МХЛ), куда будут включены все судьи. Но в каждой лиге будет свой коэффициент. К нему будут дополняться такие показатели, как количество матчей, матчи плей-офф и финальной серии, международный опыт. Чем выше проходит судья по сетке плей-офф, чем больше у него назначений, тем рейтинг в конце сезона у него выше. Оценки будут выставлять департамент судейства, главный арбитр, инспекторы матчей и клубы.

- Как проигравшие команды смогут выставить положительную оценку, если счет не 0:8, а, предположим, 1:2. Наверняка будет масса претензий к судьям, даже если они нормально отработали?

- Это будет предусмотрено в программе. Человеческие эмоции она учитывать не будет. На мой взгляд, если брать все факторы, то средняя оценка будет достаточно объективной. По крайней мере мы будет делать все, чтобы было именно так. Я надеюсь, что мы со временем придем к оценке, когда руководители клубов будут воспринимать арбитра не эмоциями, а учитывать его рейтинг и среднюю оценку. Времена, когда судили по понятиям, прошли. Спрашивать мы с судей тоже будем очень строго. Будут и штрафы, и уменьшения количества назначений, и даже дисквалификация до конца сезона. Играть будем по единым правилам. Не будет такого, что “в овертайме так не судят”. Если нарушение тянет на 5 и 20, то не важно, когда оно было, в первом периоде или в овертайме финала. То же касается и буллитов, и всего остального.

- Изменится ли система оплаты? В конце прошлого сезона поползли слухи, что судьям сокращают довольствие.

- Нет, это не так. В прошлом сезоне у нас часть арбитров находилась на контрактах, часть получала гонорар за количество матчей. Сейчас всё привели к общему знаменателю. А когда это происходит, кто-то приобретает, а кто-то теряет. Идея была не в том, чтобы кого-то ущемить, а чтобы судьи зарабатывали согласно своему рейтингу, уровню своей работы, имели стимул к самосовершенствованию. Она была принята не в одностороннем порядке: ее утвердило Правление лиги и Совет директоров, мы в департаменте что-то добавили, предварительно выслушав пожелания самих арбитров.

НАБРАЛ БЫ ИЗ СУДЕЙ ТРИ ПЯТЕРКИ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ЛИГИ

- В прошлом году Алексей Анисимов отработал семь матчей плей-офф подряд. Причем трудился на самой горячей серии сезона ЦСКА - СКА. Не слишком ли это большая нагрузка? Раньше на каждый матч серии назначалась новая бригада.

- Он был готов к этому. Накал действительно был очень большим. Но ни у одной из команд не было к нему претензий. И ввод новых судей мог дать повод для лишних разговоров. Да и новые арбитры могли войти в серию “холодными” и были бы не готовы к такому накалу. Поэтому мы приняли решение, что судьи будут те же. СКА присылал претензии по каким-то моментам, ЦСКА вообще ничего не присылал. А потом, уже как тренер, скажу: в концовке матчей ты выпускаешь самых проверенных и мастеровитых игроков, сильнейших в твоей команде. Так же и с судьями.

- Как, кстати, вам хоккей в исполнении судей на сборах?

- Очень интересный. (Смеется.) Я бы из них набрал три пятерочки, повоевали бы в Высшей лиге очень даже неплохо. Есть ребята, здорово ориентирующиеся на площадке, читающие игру. У многих хорошая школа. И они могли бы еще поиграть. Они не оставили хоккей, но выбрали другую профессию, сделали это осознанно. И эмоции у них гуляют вволю! И потом, это очень полезно. Иногда судьи через годы работы перестают понимать эмоции игроков. А вчера они заново их прочувствовали на себе. Смена ролей очень поможет. Арбитры лучше будут понимать, когда игрок что-то говорит им в запале, а когда откровенно мешает игре, превращая ее в бедлам. Я, со своей стороны, тоже учу наших судей, как работать с тренерами. Они же тоже “сканируют” судей, определяя по внешнему виду, поддаются ли они давлению или нет. Многие тренеры используют эти методы, и я их тоже использовал. Но не потому, что я плохо относился к арбитрам, просто я делал свое дело, помогая своей команде.

- Вы известный тренер, но не судья. Наверняка приходилось сталкиваться с разговорами, что вы не на своем месте?

- Такие разговоры у нас будут всегда. Еще любят говорить: ну это же не “спартаковский” или не “динамовский” тренер. Но изучите историю: динамовец Бесков тренировал “Спартак”. Армеец Бобров тренировал “Спартак”. Человек должен быть профессионально подготовлен к той или иной деятельности, знать предмет. Я же не выхожу со свистком, не учу, как судить. Я требую от судей, чтобы они правильно выполняли свою работу, одинаково трактовали одни и те же нарушения, независимо от того, в какой майке игрок его совершил. Я говорю с арбитрами перед играми, чтобы они, так же как и игроки, выходили эмоционально заряженными. Говорить о том, что я совсем не знаю правил, тоже неправильно. Я же много лет работаю в хоккее. Я не Малюта Скуратов, не пришел головы рубить. Если арбитр ошибся, он должен понести наказание. В целом же у нас нормальный контакт с ребятами. И я никому не дам их рвать в клочья.

Марат САФИН