ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Главный тренер сборной России не понимает, почему борцы с допингом сконцентрировались именно на наших атлетах.
Юрий БОРЗАКОВСКИЙ: “НА СКАНДАЛ НИКТО ВНИМАНИЯ НЕ ОБРАЩАЕТ”
Александра ВЛАДИМИРОВА
из Чебоксар
Еще год назад олимпийский чемпион 2004 года на дистанции 800 метров Юрий Борзаковский планировал приехать на чемпионат России в Казань в качестве действующего бегуна. Но так и не приехал, а перед началом турнира объявил о завершении спортивной карьеры. На нынешнем национальном первенстве Борзаковский выступает в другой роли - главного тренера сборной России. И одежда на нем соответствующая: вместо спортивных штанов - строгие темные брюки, вместо олимпийки - светлая официальная рубашка. Правда, на приветливости чемпиона и его отзывчивости новый статус никак не сказался. Он по-прежнему фотографируется со всеми желающими. И отвечает на все вопросы, с которыми к нему обращаются простые зрители.
- В прошлом году я не приехал в Казань из-за травмы, - вспоминает Борзаковский. - Я травмировался еще зимой и потом долго набирал форму. Подготовиться к летнему сезону не успевал и начал форсировать. Организм к жестким тренировкам оказался не готов. И за неделю до старта “Мемориала Знаменских” я снова травмировался. После этого уже было понятно, что сезон завершен. А вместе с ним я решил завершить и спортивную карьеру. Еще в декабре 2013-го умер ведь мой тренер, Вячеслав Макарович Евстратов. А я без него нормально тренироваться просто не мог. Так я сам и решил начать тренировать.
- Готовясь к прошлогоднему чемпионату России, предполагали, что приедете на следующий год в Чебоксары в качестве тренера?
- Тогда я думал о работе тренером по выносливости - хотел создать экспериментальную группу. И я ее, кстати, все-таки создал, просто занимаюсь ей не я, а Дмитрий Богданов, мой многолетний напарник по забегам, чемпион Европы на 800 метров, и Евгений Быков. А я курирую эту группу со стороны. Хотя изначально, после завершения карьеры, я ведь начинал работать как старший тренер по выносливости. И уже после этого меня назначили главным тренером сборной.
- Не случись той летней травмы, возможно, вы бы до сих пор бегали?
- Возможно! Но, видимо, пришло время...
- Сложно было завершать? Вы ведь до этого уже, кажется, объявляли один раз об уходе. Но не ушли.
- Тогда объявил не я, а наши тренеры сборной. Узнал я об этом, как и вы, из интернета. Позвонил друг, сказал, чтобы я зашел на “Яндекс”. Там-то я и увидел новость о том, что ухожу из спорта. Конечно, я сразу же опроверг сообщение. Получилось недопонимание.
- Уходить из спорта было сложно?
- Нет. Точнее, да, с одной стороны, без всего этого тяжело, мне многого не хватает. Но зато моя семья очень обрадовалась: наконец-то папа будет дома! Тем более я остался в сфере спорта, поэтому я доволен.
- Вам нравится ваша нынешняя работа?
- Да, нравится. Но я представлял себе все немного иначе. Когда ты спортсмен, кажется, что в тренерской деятельности все просто. Когда ты с этим сталкиваешься сам, понимаешь, что все совсем не так. Многие вещи нельзя решить по щелчку, на это уходят месяцы и даже года.
- То есть, соглашаясь, вы не считали, что занимаете “расстрельную” должность?
- Нет, это нормальная работа, обычная, пусть и очень тяжелая. Я сразу согласился. Еще когда был спортсменом, мне уже тогда хотелось решать возникающие проблемы. Вот представилась возможность - согласился. Если ко всему подходить грамотно, с головой, расставлять по полочкам, то все проблемы решаемы. Дел очень много. Я общаюсь со спортсменами напрямую, не через тренеров. Уверен, что личный контакт помогает решать наиболее существенные проблемы сразу. Я ведь только ушел из спорта, и фактически все ребята со мной на “ты”, никто не стесняется.
- То есть по имени-отчеству вас не называют?
- В рабочей обстановке - называют. На “ты” общаемся тет-а-тет. На собраниях только на “вы” и Юрий Михайлович.
- Каково вам было в начале работы в этой должности, что чувствовали?
- Было непонятно. Я вроде бы понимал, что должность такая высокая, ответственность большая, но это было почти также как после победы на Олимпийских играх. Я тогда какое-то время просто не понимал, что выиграл Олимпиаду. Кажется, что “олимпийский чемпион” это так здорово, но жить с этим титулом не так легко. Первые две-три недели я просто не мог тренироваться. Нужно было постоянно ездить приемы, на которые нельзя было не съездить. Я тогда должен был стартовать еще на трех соревнованиях, но в итоге от них отказался. Я просто не был готов. А своему статусу надо соответствовать. Здесь тоже самое. Сначала было немного непонятно, но потом я уже полностью включился в работу. У меня замечательный рабочий коллектив. Хотя я довольно жесткий руководитель. Если даю установку, а тренер ее вовремя не выполняет, то предлагаю - либо работаете нормально, либо мы расстаемся. И работа идет.
- Вы много сидите в кабинете?
- Да, много. Бумажной работы тоже много, но мне помогают. Но кабинет это не все, что я вижу. Много разъезжаю и по тренировочным мероприятиям. Слежу за тем, как все проходит, в каком ребята состоянии. Если не могу выехать, звоню старшим тренерам по видам. Могу напрямую позвонить какому-нибудь спортсмену или личному тренеру. Но все-таки проще съездить.
- Но ведь работа у вас, в первую очередь, все-таки менеджерская?
- Да, менеджерская, управленческая. Но я все равно стараюсь быть в курсе всех событий по каждой дисциплине. Чем больше у тебя информации, тем легче работается.
- На ваш взгляд, решение главы Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева и предыдущего тренера сборной Валентина Маслаков добровольно уйти в отставку в тот момент было правильным?
- Мне сложно судить. Я не знаю всех нюансов о том, как строилась их работа до меня. Я был тогда спортсменом, а сейчас принял решение - не ковыряться в прошлом. Мне это не так интересно, интереснее - настоящее и будущее команды.
- Маслаков вам помогал, когда вы только получили назначение?
- Да. Еще на зимнем чемпионате страны я подошел к нему и попросил помочь. Я понимал, что в некоторых аспектах недостаточно компетентен, надо было все изучить. И Валентин Михайлович в какой-то степени помог. Хотя опыта мне еще набираться и набираться.
- Какие задачи вы лично поставили перед собой, приходя на пост главного тренера сборной России?
- Вывести сборную команду России на высший уровень, сделать так, чтобы она была лидером в мировом рейтинге. Чтобы это воплотить в жизнь, предстоит проделать очень большую, колоссальную работу. Нужно будет вести спортсменов с самого маленького возраста.
- Но результатов от вас ждут уже сейчас.
- Естественно, ждут... Но в связи с последними скандалами сейчас, конечно, будет небольшой спад. В данный момент мы начали готовить команду методически, искоренять допинговые случаи. В общем, вплотную боремся с допингом.
- В чем заключается эта борьба?
- Наша федерация тесно работает с РУСАДА. Они начали брать больше проб - не только у основной команды, но и резервной.
- Но это начали делать еще до вашего прихода.
- Это было, но единично. А сейчас будет массово. Даже на соревнованиях уровня первенства водокачки. Будут тестироваться все, людям придется перестраиваться и работать по-другому. Осознать, что так работать нельзя ни в коем случае. Надо работать методически.
- Как вы думаете, почему уже в третьем фильме немецкого канала ARD подряд звучат обвинения в адрес России?
- Вот это сложный вопрос, почему скандал концентрируется именно вокруг России. Почему у других не берут, почему именно за нас зацепились... На самом деле много вопросов, в том числе и к спортсменам из других стран.
- Какая сейчас в команде атмосфера? Выход очередного документального фильма на нее как-то повлиял?
- Нет. Никто абсолютно никакого внимания на это не обращает. Все занимаются своим делом. Команда единая, каждый понимает, что нужно отобраться на чемпионат мира и выступить там хорошо.
Чемпионат России
Женщины. Высота. 1. Чичерова - 2,00. 2. Кучина - 1,97. 3. Королева - 1,88. Шест. 1. Сидорова - 4,59. 2. Швыдкина - 4,35. 3. Муллина - 4,35.