Газета Спорт-Экспресс № 234 (6885) от 19 октября 2015 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 октября 2015 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 12-й тур

“СПАРТАК” - “ЛОКОМОТИВ” - 1:2

“Локомотив” обыграл “Спартак” в центральном матче тура, который по содержанию футбола полностью оправдал свой статус.

ЭТО БЫЛО ДЕРБИ!

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Дмитрий Аленичев и Игорь Черевченко - футболисты одного поколения. И несмотря на то что расцвет обоих как игроков пришелся на конец девяностых, поколение это еще можно называть советским. С условными Семиным и Романцевым у них гораздо больше общего, чем, например, с Кокориным и Мамаевым.

Всякий раз, когда слушаю Черевченко, легко представляю на его месте Юрия Палыча (простите, но более правильное и официальное Павлович режет глаз) - те же формулировки, тот же образ мыслей, то же несколько наивное для сегодняшнего времени отношение к понятиям “совесть” и “честь”. Черевченко из тех, кто подает в отставку в случае неудачных результатов и не бьется при этом за отступные - просто потому, что так принято, так положено. “В наше время и слова-то такого не было – “отступные”, мог бы добавить он.

То же самое Аленичев, который рассуждает о ромбике и красно-белых цветах без тени притворства и тем более иронии. Факт из биографии: когда в 2004 году Аленичев вернулся из Португалии в терпевший бедствие “Спартак”, он развернул в команде целую воспитательную работу. Любимым занятием по пути с какого-нибудь выезда было собрать вокруг себя молодых футболистов (Самедова, Павленко, Погребняка и т.д.) и затеять лекцию на тему “знаете ли вы, в какой Команде играете”. Молодежь слушала, но про себя посмеивалась, а для Аленичева эти беседы были важнейшей частью капитанских обязанностей.

Трепетное отношение к “Спартаку” он пронес сквозь годы. Восторг никуда не делся и сегодня. Даже на посту главного тренера, где цинизм становится естественной защитой от сумасшедшего давления, Аленичев - один из самых главных спартаковских патриотов. Можно по-разному оценивать его работу на посту главного тренера, его замыслы и то, как он их воплощает, но в искренности убеждений, которые порой переходят в красно-белый мистицизм, сомнений нет.

Аленичев и Черевченко такие не потому, что хотят нравиться болельщикам. Мнение окружающих их волнует меньше всего, и это тоже часть мировоззрения их поколения. Будь иначе, не сказали бы они перед воскресным матчем в один голос, что ничего особенного в игре нет. “Я и слова-то такого не понимаю – “дерби”, - искренне пожал плечами Черевченко. “Особой принципиальности не вижу”, - согласился с коллегой Аленичев.

Многих фанатов, знаю, такое отношение слегка покоробило. Черевченко даже посоветовали залезть в специальный словарь и прочитать определение слова “дерби”. Однако поверьте - в этих высказываниях нет ни намека на снисхождение или недооценку. Просто “дерби” это сегодня во многом медийное понятие, нужное для раскрутки игры и поддержания интереса. А Черевченко с Аленичевым от медийности бесконечно далеки. Им некогда заниматься раскруткой - клубной или личной. В их системе ценностей пиар стоит на двадцатом месте. Гораздо важнее футбол.

Футбол, который мы увидели, полностью соответствовал тому смыслу, который принято вкладывать в слово “дерби”. То, о чем говорили тренеры, никак не сказалось на качестве игры. Подчеркиваю - игры как продукта, выдаваемого обеими командами. Все было на уровне.

Конечно, к “Спартаку” у его болельщиков будет уйма вопросов, достанется и лично Аленичеву, и многим футболистам. Но если забыть о результате и отнестись к поединку тура как к зрелищу, то вопросы отпадают. Пусть его и отказались называть дерби, матч получился живым и ярким. По мне - называйте как угодно, только бы интересно было. А в Тушине было очень интересно.

Никто не спорит, что спартаковские болельщики предпочли бы что-то менее интригующее - когда не получаешь по голу в начале каждого из таймов, а потом бежишь отыгрываться, но удача упорно не желает поворачиваться к тебе лицом. Такие сюжеты стоят нервов. Представляю, как проклинали красно-белые поймавшего кураж Гильерме: “Что же ты прыгучий такой, Маринато!”. Бразилец действительно выручал. На протяжении всего матча.

А после того, как за 10 минут до конца при сете 1:2 Гильерме отразил опасный удар Попова в верхний угол, спартаковцы, похоже, поняли: в этот день ничего уже не получится. И до финального свистка моментов больше не было.

Сценарий с честной отставкой, о котором я упомянул выше, применим и к Аленичеву. Но очень надеюсь, что на практике такой сценарий в ближайшее время не реализуется, - хочется, чтобы история тренеров Черевченко в “Локомотиве” и Аленичева в “Спартаке” получилась долгой и интересной. Такой же, как воскресный матч.