Газета Спорт-Экспресс № 6902 (251) от 9 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 ноября 2015 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЕВРОТУР. КУБОК “КАРЬЯЛА”

Путевые заметки специального корреспондента “СЭ”.

ПОЛУГОЛЫЕ ФИННЫ

Марат САФИН

из Хельсинки

ДВЕ САУНЫ

Одна из стен “Хартвалл Арены” - скала, в которую вбита часть несущих свай. Сквозь них круглый год сочится вода. В дни сильных дождей и снегопадов пол в коридоре у раздевалок мокрый. На это никто не обращает внимания. Даже с лужами в “Хартвалле” необычайно уютно.

В открытой двери промелькнули два финских сервисмена и их коллега швед. Через некоторое время заглянул туда и чех. Я решил проверить, что там за сборище. И обнаружил знакомую, почти русскую картину: никого не стесняясь, прямо во время игры Россия - Швеция носильщики клюшек, точильщики и развешиватели маек под нехитрую закуску соображали на четверых. Русских тоже звали, но те отказались - в сборной строжайший сухой закон. Интернационал недоуменно пожал плечами и продолжил разливать.

“Хартвалл” в наших СМИ по инерции называют новым, хотя через полтора года ему будет 20 лет. Оно и неудивительно: стадион выглядит почти с иголочки. За ареной ежедневно следит коллектив из 24 человек - это если не считать привлекаемый персонал в дни матчей или других массовых мероприятий. Директор арены, добродушный дядька по имени Киммо, хвастается “самой длинной в Скандинавии барной стойкой”, расположенной в фойе, и показывает те самые знаменитые сауны, из которых можно смотреть хоккей.

Оказывается, их целых две. Одна небольшая, в ложе за воротами, другая - общественная, намного больше по размерам. Причем смотреть хоккей можно исключительно из парной. Наверное, чтобы даже унылое “катание ваты” казалось жаркой баталией. Раньше люди выходили из сауны в ложу в простынях, но потом эту опцию запретили. То ли из этических соображений, то ли беспокоились за здоровье банщиков - так ведь и простудиться недолго.

КАМЕРА В РАЗДЕВАЛКЕ

Публичность и открытость для холодных и сдержанных финнов - понятия своеобразные. По финскому телеканалу идет вечерний матч Кубка “Карьяла” Финляндия - Чехия. В перерывах - прямое включение из раздевалки. Показали общий план из святая святых и в конце игры. Сначала перед командой выступил главный тренер Ялонен. Затем включилась студия с комментатором и экспертами. Опять раздевалка: кто-то идет в одном полотенце в душ, кто-то уже вернулся и вешает полотенце на крючок…

Режиссер нехотя переключает на студию. У ведущих - никакой реакции, как будто все это в порядке вещей. При этом надо думать, камера в раздевалке продолжает работать, и съемочная группа в ПТС, в которой, не исключено, есть и женщины, видит все, что там происходит. А игроки, наверняка знающие об этом, совершенно не чувствуют дискомфорта.

У нас бы наверняка случился грандиозный скандал.

Вообще финны не гнушаются пропагандировать хоккей любыми способами. Журнал Финской федерации хоккея Lejionat, на обложке - финская молодежная сборная в полном составе. С клюшками на берегу реки и в одних только шортах. Обложка журнала разворачивается - видно всю команду. Правильно делают, привлекают женскую аудиторию. А может, и еще какую. Европа же.

Не менее интересный журнал SM Liiga. Листаешь - знакомые все лица: Кай Суйканен, Кари Киви, на развороте хорошо известный омским любителям хоккея Петри Матикайнен со своей извечной бензопилой. Естественно, полуголый. Взгляд у Петри грустный-прегрустный, что вполне объяснимо: провалился с “Авангардом”, со “Слованом”, теперь и с “Пеликанс” идет на 10-м месте. Позади его верный помощник Паси Нурминен, тот самый, что протаранил головой кубок чемпионов мира в 2011-м, упав в невменяемом состоянии с трапа самолета. Бывший вратарь как будто глумится над грустью коллеги и друга: нацепил старую вратарскую маску, выпучил глаза и сложил руки на груди словно мумия.

ШКОЛА РЁННА

Не только в журналах, но и на арене знакомые лица. Невиданная для КХЛ картина - улыбающийся бывший арбитр Юри Рённ. В России судья, обслуживавший матчи нашей лиги, если и улыбался, то только во сне. А тут сияет на все подтрибунное помещение.

Закончив карьеру арбитра, Рённ стал главой судейского департамента финской лиги. Говорят, в КХЛ он получал гораздо больше. Но, по словам коллег, Рённ - необычайный аскет. Стены, крыша, кровать и тумба - все, что ему надо для жизни.

- Как дела, Юри? - приветствую его.

- Нормально. Как там, в КХЛ? Как наш арбитр Антти Боман?

- Так себе. Катается по площадке пассажиром, а русские судьи за него принимают решения, - шучу в ответ.

- Вот и правильно! Моя школа! - парирует Юри.