ФУТБОЛ
“Зенит” и ЦСКА снова становятся базовыми клубами сборной России. Разбираемся в сути явления и пытаемся понять, хорошо это или плохо.
СБОРНАЯ ПЕТЕРБУРГА ИВАТУТИНОК
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Разговоры о том, что у сборной есть базовый клуб (или два клуба), вспыхнули с новой силой в начале 2016 года. А все потому, что “Зенит”, подписавший в прошлом году Артема Дзюбу, теперь заключил контракт с Юрием Жирковым и вот-вот договорится с Александром Кокориным. Кроме того, близок к переходу в ЦСКА капитан национальной команды Роман Широков, и кто-то в этом тоже увидел тенденцию.
ЦСКА с “Зенитом” действительно собрали под своими знаменами большинство сборников, вот только случилось это не сегодня и не вчера. Да и “базовость” эта не является чем-то из ряда вон выходящим.
Для подготовки к последнему официальному матчу сборной в 2015 году (против Черногории) было вызвано 24 футболиста. Пятеро (Акинфеев, братья Березуцкие, Игнашевич, Дзагоев) - из ЦСКА, четверо (Лодыгин, Смольников, Шатов, Дзюба) - из “Зенита”. Тех же четырех делегировал “Спартак” (Ребров, Д.Комбаров, Глушаков, Широков) и “Динамо” (Жирков, Ионов, Денисов, Кокорин).
Жирков - зенитовец с лета. Кокорин, допустим, тоже. Предположим, что и Широков станет армейцем. Считаем в уме и получаем по шесть представителей “Зенита” и ЦСКА. Сильно ли от этого меняется картина? Можно ли говорить о кадровой революции и резком дисбалансе? По-моему, нет.
Ведь все познается в сравнении.
Вспоминаем времена Дика Адвоката и открываем заявку нашей сборной на Euro-2012. “Зенит” - семь человек (включая Аршавина, который полгода перед турниром провел в Петербурге), ЦСКА - пять. Итого - те же 12, та же половина заявки.
Euro-2008 был чуть более разнообразным, но опять же не существенно - “Зенит” и ЦСКА представляло по пять человек. В сумме это даже больше, чем осенью 2015-го.
В общем, ничего сверхъестественного с российской командой сейчас не происходит. Так получилось, что из последних десяти чемпионатов ЦСКА и “Зенит” выиграли восемь. Можно сколько угодно возмущаться “сборной Петербурга и Ватутинок”, но другие клубы составить достойную конкуренцию пока не в состоянии. Периодически случаются всплески у “Спартака” и “Динамо”, однако глобально тенденция остается прежней. И то, что сейчас она укрепляется, не является никакой сенсацией.
В следующем сезоне, который откроет подготовку к домашнему чемпионату мира, история, скорее всего, продолжится. С возрастанием роли “Зенита” и небольшим снижением роли ЦСКА. Просто к спортивной причине добавится (уже добавилась) причина финансовая. Сегодня только “Зенит” может позволить себе жить, как жил. Потому и притягивает Петербург игроков со всей России. Определенный запас финансовой прочности есть и у “Спартака”, правда, все, кого можно вызвать в сборную из его основы, уже вызываются.
С ЦСКА ситуация интереснее. Вроде бы клуб, даже несмотря на режим жесткой экономии, по-прежнему на высоте, выстроенная система работает, в команде есть потенциальное пополнение для сборной. Однако лидеры армейской обороны вступают в возраст, когда карьера исчисляется уже не годами, а месяцами. Отыграл полгода - и слава богу, ждем следующих. Заглянуть в 2018 год и представить там Березуцких и Игнашевича при всем желании не так-то просто. А кто займет их место - зенитовец, спартаковец или динамовец, сейчас никто не скажет.
Ясно одно: бить тревогу по поводу искусственного создания базовых для сборной клубов не стоит. Все идет естественным чередом. Кто побеждает, того и вызывают. Были у сборных, сформированных по базовому принципу, и успехи, и неудачи. В конце концов, искусственный плюрализм с целью не обидеть остальных - точно такое же зло, как и кумовство.