ФУТБОЛ
Спецкор “СЭ” прогулялся у стен главного стадиона Euro-2016.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА “СТАД ДЕ ФРАНС”: ЖЕСТКО ДЛЯ ФРАНЦИИ, МЯГКО ДЛЯ РОССИИ
Дмитрий СИМОНОВ
из Парижа
Большой футбол вернулся в Сен-Дени впервые с 13 ноября, когда у стен арены прогремели взрывы и погибло несколько человек (преимущественно сами смертники). Хотя с тех пор на “Стад де Франс” уже проводилось крупное спортивное мероприятие: 19 марта там состоялся поединок Кубка шести наций по регби Франция - Англия.
“Нас ждет просто игра Франция - Россия, мы не думаем про 13 ноября”, - сказал на пресс-конференции главный тренер трехцветных Дидье Дешам. Как я уже рассказывал в предматчевых репортажах, страна действительно старается как можно меньше вспоминать о страшных событиях. Там, где взрыв прогремел возле пункта досмотра, нет ни единого знака или символа, указывающего, что произошло в ноябре, - ни плакатика, ни цветочка, ни тем более какого-нибудь монумента. Вход работает, в ближайших кафешках раскинулись шатры, звучит музыка, установлены палатки с атрибутикой, пивом и едой.
Перед игрой коллега Просветов подробно расписал меры безопасности, о которых рассказывали прессе официальные лица, - способы усиления контроля, количество полицейских (400), безоружных охранников (850) и даже снайперов. Я же просто расскажу о том, что видел и чувствовал, когда шел на игру.
Метрах в двухстах от стен стадиона болельщиков встречала линия досмотра - люди в оранжевых куртках, которые мягко и деликатно ощупывали карманы. Процедура длилась от силы минуту, после чего зрители попадали в тоннель под мостом, где над колоннами прятались четыре автоматчика. Если двигаться к арене с другой стороны, от метро, то досмотр производился аналогичным образом, только жандармам с автоматами было негде скрыться.
Возле каждой палатки дежурили суровые люди в штатском. Непосредственно на входе на территорию арены меня проверили снова - все в той же ненавязчивой, корректной манере, с применением ручных металлоискателей. Досмотр осуществляли стюарды, возле каждого из них стоял мусорный бачок, предназначенный для запрещенных предметов. В коридорах стадиона вместо стюардов стояли охранники, одетые в одинаковые черные костюмы и всячески демонстрировавшие бдительность.
Прежде мне не приходилось бывать на футболе во Франции, но местные коллеги-журналисты признают: по сравнению с обычными матчами меры безопасности, безусловно, можно назвать повышенными и даже непривычно суровыми. Особенно это касается количества вооруженных людей на виду.
Однако здесь мы с французами расходимся во взглядах. Для нас предпринимаемые на “Стад де Франс” меры скорее мягкие, чем жесткие. Напомню, что в России в регионах и на крупных столичных матчах внутри и возле арен может дежурить тысяча, полторы, две тысячи полицейских. У нас никого не удивишь собаками или досмотром, который может продолжаться не одну-две, а пять-десять минут после получасового стояния в очереди. В России порой заставляют вывернуть карманы, выложить все из сумки, снять ботинки или верхнюю (а иногда и всю) одежду, оставить на пункте досмотра духи или ручку, которую сам бог велел использовать как холодное оружие. Еще пару лет назад перед дерби во всем городе Химки закрывали магазины, а в Питере, прежде чем попасть на “Петровский”, болельщики проходят мимо роты Робокопов. Французские журналисты слушали мои истории, раскрыв от удивления рты.
Но где грань между проходным двором, когда отсутствие должного контроля может накликать беду, и осажденной крепостью, когда ты чувствуешь себя как будто в тюрьме? Автомат в руках жандарма должен вызывать отвращение и страх или, наоборот, ощущение защищенности и спокойствия? Ни в коем случае не собираюсь давать оценку качеству обеспечения безопасности на “Стад де Франс” и в перспективе во время Euro-2016. Потому что единственный оценщик - это жизнь. Случатся инциденты или нет? Удастся ли предотвратить трагедии или минимизировать урон от них?