Газета Спорт-Экспресс № 99 (7043) от 11 мая 2016 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 7

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 мая 2016 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 28-й тур

Сегодня “КРАСНОДАР” - “КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ”

Ничья с “Рубином” практически вывела “Краснодар” из чемпионской гонки и сделала его отстающим в споре за второе место. Не исключено, что по итогам сезона “быки” окажутся ниже, чем в мае 2015-го, когда они взяли бронзу. “СЭ” задумался, можно ли считать подобный исход сезона неудачей?

“КРАСНОДАР”: ОТСТУПЛЕНИЕ ИЛИ РАЗБЕГ?

Евгений ЗЫРЯНКИН

Третий год подряд “Краснодар” финиширует в “зоне УЕФА”. Быть среди лидеров для него уже стало традицией, мироощущение фаворита постепенно вошло в привычку - теперь это его самооценка, его переосмысленные, как он сам их видит, роль и местоположение в футбольном обществе. В уходящем сезоне краснодарцы впервые претендовали на золото, да не как случайно затесавшиеся везунчики, а на правах одной из ведущих команд. Одним словом, доросли.

Они и сейчас сохраняют микроскопический, скорее даже умозрительный, шанс занять первое место, но вот это уж действительно будет чистым везением, чудом, а по этой части “Краснодар” никогда не числился избранником фортуны, все сопровождающие его чудеса стопроцентно рукотворные, земные, трудодельные. Зато вторая “лигочемпионская” позиция - пока реальность, пусть и она после осечки в Казани подернулась флером несбыточных надежд. А значит, определять футбольный год неудачным для “Краснодара” очень преждевременно.

Да и что называть неудачей? Прошлой весной команда впервые в истории завоевала бронзу, но имела все основания грустить, поскольку до последних секунд чемпионата рассчитывала взять серебро и попасть в Лигу чемпионов. Считать ли в нынешних условиях бронзу успехом, точно так же зависит от обстоятельств, в которых она достанется: ею можно как разжиться, так и - всего лишь - утешиться. Само собой, итоговое 4-е место станет неудачей по факту: здесь и отступление с прошлогодних высот, и упущенное на финише счастье большой высоты, которое манило золотом и подмигивало серебром.

Но если вынести за скобки сбор металлолома, то в широком смысле третье место от четвертого почти не отличить. Особенно при небывалой, запредельной конкуренции в премьер-лиге этого сезона. Да и выход в плей-офф Лиги Европы записан явно не в минус.

АХ, ЛЕТО!

В конце концов, нельзя же всерьез говорить о том, что “Краснодар” выступил хуже или, тем пуще, был слабее ЦСКА, “Зенита”, “Ростова”. 2-4-6 очков отставания для 27-туровой дистанции - сущая мелочь, сантиметры. К тому же не надо забывать, что в пяти матчах с этой троицей (шестой, в гостях у ЦСКА, состоится в следующий понедельник) краснодарцы одержали три победы при двух ничьих, а зубодробительному “Зениту” не позволили забить за 180 минут ничего, совсем ничего! То есть все они фактически и практически совершенно равны, сопоставимы, обоюдогрозны. Просто “Краснодар” где-то обронил стратегически важные очки.

Где? Очевидно, в прошлом лете. Вот нехитрая и в то же время красноречивая выкладка. Сыграв в 12-м туре вничью с “Анжи” (2:2), краснодарцы увязли на девятом месте, отставая на очко от “Урала”, на победу в виде дополнительного показателя - от “Крыльев” и опережая по разности мячей “Динамо”. С тех пор “Краснодар” выступает по чемпионскому графику: 35 очков в 15 матчах - на два больше, чем за тот же срок у “Ростова”, на пять - чем у “Зенита”. ЦСКА и “Спартак” на этом отрезке бойцы Олега Кононова опередили на целых 11 очков, “Локомотив” - вообще на 16! Но августовско-сентябрьский недобор образовал слишком большую прореху в турнирном балансе, и даже ударный, стахановский темп не позволил покрыть возникший дефицит.

И это ведь уже не в первый раз! Весной 2015-го “Краснодар” набрал 29 очков, “Зенит” и ЦСКА - по 26, остальные того меньше. Однако “весеннего чемпионства” южанам хватило лишь для бронзы - груз летних потерь не дал набрать максимальную высоту. Там, в лете, обычном и бабьем, и были закопаны победные резервы и честолюбивые амбиции…

ВСЕ ВПЕРЕДИ

Любопытно в связи с этим, что в канун сезона хозяин клуба Сергей Галицкий, общаясь с редакцией “СЭ” по скайпу из рабочего кабинета, искренне и с видимым сожалением посетовал, что оставшаяся половина 2015 года, по его мнению, объективно будет для “Краснодара” тяжелой и поделать с этим ничего нельзя. Почему так, он не уточнил, и нам пришлось самим сообразить, что дело - в игровой перестройке, которую затеял Кононов, понимая, что прежняя модель, очаровательная, но очень уж легковесная, на высшем уровне, к которому семимильными шагами стремится клуб, работать не будет - требования современного футбола диктуют более строгую тактику, более сбалансированную игру, осмотрительную, твердостоящую.

Не случайно в новом сезоне у “Краснодара” стало намного меньше бразильских танцев с мячом и импровизаций (долгое лечение Жоаузинью - отнюдь не главная тому причина), зато появились и окрепли такие необходимые свойства и умения, как позиционная атака, создание численного перевеса на разных участках поля, а качество взаимодействий у чужих ворот то и дело ставит оборону в тупик, поскольку на ударной позиции теперь запросто может появиться опорный хавбек. Не спонтанно, не самовольно, а по теории и логике развития эпизода. При этом в своей зоне “Краснодар” стал заметно основательнее и пропускает гораздо меньше прежнего. Но пока команда осваивала новый стиль, пока раскрывался Смолов, а его партнеры проникались идеями и целями - на ходу, через календарные игры в том числе, - осечки были неизбежны. А сейчас они сказываются. Работа на перспективу вошла в противоречие с сиюминутным, будущее помешало настоящему.

На мой взгляд, какое бы место ни занял “Краснодар”, будущее важнее. А оно по итогам нынешнего сезона просматривается вполне отчетливо и представляется безоблачным. Золото в России, Лига чемпионов, высокие стадии Лиги Европы вплоть до финала и даже трофея - все это уже не только не кажется несбыточной мечтой, все это обещает быть, поверьте опытному глазу. И нынешнее отступление с пьедестала, если таковое случится, - всего лишь шаг назад для разбега перед новым рывком.