ФУТБОЛ
EURO-2016
FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
ТРИ ВОПРОСА СЛУЦКОГО: ШИРОКОВ, ЖИРКОВ, НОЙШТЕДТЕР
Илья КАЗАКОВ
Через неделю Леонид Слуцкий объявит состав на Euro-2016. Вероятно, расширенную версию - точно так же, как и большинство его коллег. После чего, согласно регламенту чемпионата Европы, у него, как и всех остальных тренеров, будет около двух недель, чтобы определиться с окончательной заявкой. И дело не только в возможных травмах, которые нередко случаются перед стартом крупных турниров. Сборную России они, увы, вообще преследуют. На Euro-2008 Гус Хиддинк в последний момент остался без Погребняка, ехавшего на сбор в немецком Роттах-Эгерне в качестве основного нападающего. Перед Euro-2012 Дик Адвокат потерял Василия Березуцкого. В преддверии ЧМ-2014 Фабио Капелло лишился Широкова, который был вынужден лечь на операцию в дни чемпионата мира. Сейчас вот за бортом оказался Черышев. Чемпионат России в отличие от иных европейских первенств заканчивается не 15 мая, а на неделю позже. Поэтому заключительный тур премьер-лиги мы будем смотреть не только ради самой развязки, но и с надеждами, что каждое выбегание врачей на поле не обернется для сборной дополнительными проблемами.
Кстати, об истории с календарем можно сказать отдельно. Его утверждали в тот момент, когда у РФС не было уже ни президента Толстых, ни тренера Капелло - тех, кто мог постоять за интересы сборной и наверняка бы постоял. Насколько известно, протестующий голос был только один и принадлежал он главе департамента профессионального футбола Сергею Куликову - но оказался гласом вопиющего в пустыне. Изначально вообще планировалось, закончив чемпионат 21 мая, сыграть финал Кубка 29-го. К счастью, его в итоге перенесли на 2 мая. Решение это было принято во второй половине марта, когда оказалось, что в полуфиналы вышли ЦСКА, “Зенит” и “Краснодар” - три, по сути, базовых на сегодня клуба сборной. Легко представить, насколько скомканной оказалась бы подготовка к Euro-2016.
Впрочем, доводы тренеров, желающих получить игроков в сборную перед крупным турниром, неоднократно пытались оспорить клубные боссы. Евгений Гинер, например, скептически относился к просьбе Капелло отпустить игроков в национальную команду за три недели до старта Кубка мира, говоря об их загнанности участившимися матчами чемпионата страны и напоминая о регламенте ФИФА, обязывающем отпускать игроков в сборную за две недели до начала турнира. Здесь можно рассуждать о необходимости дать футболистам отдохнуть после интенсивного сезона, чтобы после небольшого отпуска они вернулись в сборную полными сил, или попытаться понять вопросы физиологии, но это слишком сложные темы, чтобы получить вразумительный ответ. Ясно одно: у игроков сборной России будет только два дня на отдых перед сбором в Швейцарии. Но если Слуцкий и сами футболисты пока не жалуются, вряд ли нам стоит делать это за них. Просто отметим, что у России здесь тоже свой путь, отличный от остального футбольного сообщества.
Заявка сборной на Euro-2016, по-моему, совершенно ясна. Точнее - почти ясна. После того как Лодыгин, пропустив финал Кубка после нескольких ошибок, вновь вернулся в состав (несмотря на удачную игру Михаила Кержакова в Казани), сомнения относительно второго вратаря сборной отпали. Акинфеев, Лодыгин и Крицюк - маловероятно, что вратарская линия во Франции будет выглядеть иначе. Крицюку - 25, Гильерме - 31. Везти в качестве третьего голкипера возрастного игрока, чья команда второй год кряду проваливает концовку чемпионата… Наверное, это будет странно. А Слуцкий славится в том числе четкой логикой тренерских решений.
Атака также выглядит безальтернативной. Кокорин, Дзюба, Смолов и Кержаков. Обычно тренеры, выбирая 23 игрока для заявки, идут по формуле 3+8+8+4, такой условный стандарт. Если так, то у штаба сборной вопросы должны вызывать не позиции, а имена. Несколько имен.
Первое - Роман Нойштедтер. История с натурализацией немецкого полузащитника пока еще не закончилась. Не прозвучало ни окончательное “да”, ни окончательное “нет”. Думаю, Слуцкий ждет его ответа. И будет ждать до последнего. Поскольку тренер ясно показал нам, что в его сегодняшней обойме всего три центральных защитника - Игнашевич и Березуцкие, причем, вероятнее всего, им предстоит играть по принципу ротации. Что бы ни говорили сами игроки об удобстве игр через два на третий, нынешний сезон показывает, что такие матчи даются им особенно тяжело. А на Евро предстоит играть на четвертый-пятый день, что с точки зрения физиологии намного хуже.
Второе имя - Юрий Жирков. До сих пор не разрешен его конфликт с тренером, который, как озвучил менеджер игрока Герман Ткаченко, может привести даже к отсутствию зенитовца в сборной. У Жиркова есть альтернатива в лице Кузьмина, но, безусловно, с Юрием в составе команда должна чувствовать себя увереннее - в том числе и по опыту успешной игры в сложных матчах.
Третье имя (и самая сложная ситуация) - Роман Широков. Хиддинк, по-прежнему остающийся незыблемым авторитетом для многих отечественных тренеров в вопросах футбольной психологии, придерживался четкого правила: если возрастной именитый игрок не проходит в стартовый состав и при этом обладает огромным авторитетом в раздевалке, на большой турнир его лучше не брать. Слишком велик риск в случае неудачных матчей получить сложную обстановку в команде. Речь идет не обязательно о конфликтности или открытой конфронтации. Любое поражение на групповом этапе обязательно приводит к сомнениям и конфликту интересов: надо ли возвращать ветерана в состав или нет? В Бразилии сборную России отчасти надломило именно это: Дзагоев, Денисов и Кержаков в глубоком запасе при общем неудовлетворении от качества игры от матча к матчу.
Но если по Нойштедтеру решение может быть принято прямо под дедлайн, то с Жирковым и Широковым ясность должна наступить намного раньше. Отцеплять от состава таких звезд в последний момент, после включения в расширенную заявку - себе дороже.
По Денисову, кстати, никаких сомнений быть не должно. Он в хорошей форме, несмотря на результаты “Динамо”, и будет грызть землю, попав в команду, которая станет для него отдушиной после очередного скомканного сезона в клубе.
До 19 мая в конце концов времени совсем мало. По сути - один тур. Который вряд ли повлияет на мнение Слуцкого по возможностям того или иного игрока. Его решения должны лежать в иной - психологической - области.