ХОККЕЙ
КХЛ
Главный тренер “Спартака” объяснил пользу сборов по советской системе, рассказал, какие выводы он сделал в отпуске, и вступил в заочный спор со своими игроками.
Герман ТИТОВ: “МЫ ПОМЕНЯЕМ СИСТЕМУ ИГРЫ”
СИДЯ НА ВЕЛОТРЕНАЖЕРЕ, ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ
- Спартаковцы с ужасом рассказывают о том, какой сбор им предстоит в Чехии.
- Я проанализировал прошлый сезон. Понял, где и какие недочеты сделали и в этом году решили изменить подготовку.
- В чем вы видите смысл таких сборов?
- В прошлом году мы хорошо сыграли предсезонные турниры, неплохо провели первую игру, а потом наступил провал.
- Не вижу связи. Такие сборы, как в Чехии, могли пригодиться в те времена, когда давали месячный отпуск, во время которого спортсмены пили и ели, ничего не делая. Но сейчас все иначе. Кто-то из вашей команды отдыхал неделю, кто-то за свой счет ездил на сборы. В Перми, помню, выходили из отпуска 1 июня, с лишним весом, но ведь впереди было два с половиной месяца для подготовки.
- Мы всегда выходили 1 июля, но было все то же самое. Я согласен, ситуация изменилась. Вы говорите, что все готовились. Меня это радует. Более того, каждый получил план подготовки на сезон, и я надеюсь, что они его выполнили. Но в прошлом году мы не выполнили задачу и отдыхали очень долго. Я всех предупредил, что никаких раскачек не будет.
- Вот видите, а вы едете бегать в Чехию. Те ребята, которые бывают в Америке, признаются, что если готовиться по западной системе, то она позволяет доиграть до 40 лет. А после наших сборов к 35 уже и сил не остается.
- Я отыграл десять лет за океаном и скажу, что там готовятся гораздо серьезней, чем в России. Просто тут ты постоянно в команде, может быть, от этого кажется, что тяжелей. Но нагрузки за океаном гораздо больше.
- Я все не могу понять - зачем? Зачем ехать куда-то и только бегать. Сезон уже скоро. Вы не верите, что они правильно готовились?
- Сейчас нужен быстрый, силовой хоккей. Последний чемпионат мира доказал, что побеждает тот, кто может выдерживать удар. Плюс я все лето провел в Калгари, встречался с тренерами из “Флеймз”. Они мне дали программу, которую должны выполнить хоккеисты НХЛ. И она гораздо трудней, чем наша. В Северной Америке уже уходят от велосипедов - больше бегают, больше прыгают.
- А все, кто играет там, говорят обратное.
- Нет-нет, все меняется. Они же понимают, что, сидя на велотренажере, далеко не уедешь. В НХЛ стало больше беговых упражнений. Возможно, у них дорожки чуть более оснащены. Так что вас дезинформировали.
СЧИТАЮ, ЧТО МЫ УСИЛИЛИСЬ
- После 15 дней в Чехии команда будет выхолощена психологически.
- Вы не забывайте, что у нас щадящий график: четыре дня работы - выходной, так что тренировочных дней будет меньше. Хорошо, что мы едем за границу, от семей. Для меня это хорошая возможность присмотреться к новым игрокам, познакомиться с ними.
- Вам не кажется, что 50 дней на подготовку - это мало?
- Нет, если все работают самостоятельно. Кто сачковал - ему придется трудно во время трехразовых тренировок.
- В “Калгари” игрок, который пришел неготовым, может быть отправлен в фарм. Если у него односторонний контракт, то все равно найдут методы наказания. В конце концов, следующий договор у него будет гораздо хуже. Вы этих рычагов лишены.
- Это настоящая проблема. И в этом проявляется менталитет российских хоккеистов. Он, этот менталитет, меняется, конечно, но не быстро. Наши парни до сих пор думают, что с ними должны нянчиться.
- Прошлой весной вы сказали, что уезжаете в Калгари не только отдыхать, но и тщательно разобраться, что произошло в прошлом сезоне. Есть какой-то главный вывод, который вы сделали?
- Ошибся в предсезонной подготовке. В будущем сезоне мы поменяем систему игры. Немного, но поменяем. Я посмотрел много матчей, сделал выводы и буду менять тактику. Наш второй сбор в Финляндии будет направлен только на тактику.
- В прошлом сезоне вы серьезно ошиблись с тренеров вратарей. Не мог Атте Энгрен в один момент стать слабым. Было видно, что с ним не работали.
- Возможно. Но я согласен с тем, что наша вратарская линия была не на высоте, много встреч мы проиграли из-за голкиперов. Сейчас мы поменяли вратарскую линию и надеемся, что нынешние вратари помогут нам. Опять же на чемпионате мира мы увидели, насколько сильно результат зависит от последней линии. Финны побеждали не только за счет своей системы, но и из-за блестящих действий Микко Коскинена.
- Еще одна ошибка - отказ от тренера Игоря Уланова. Для защитников, для настроения в команде он играл большую роль.
- Игорь сам попросился уехать из команды. Это была его инициатива.
- Если смотреть по именам, то ваш состав не очень сильно усилился. Это из-за того, что вы не очень богатый клуб?
- Возможности, конечно, гораздо меньше. Но я считаю, что мы усилились. Не забывайте, что в плюс нам пойдет и то, что осталось очень много ребят, которые уже знакомы с моими требованиями.
ЛЕЩЕНКО ПОРА ВЗРОСЛЕТЬ
- Вы бы отменили лимит на легионеров?
- Лимита быть не должно. Из-за этого повышаются контракты игроков, снижается конкуренция. В прошлом году был момент, когда я просто посадил кого-то в запас и пригласил ребят из фарм-клуба. Но те, кто сел, прекрасно понимали, что это временно и у меня не будет выбора.
- Контракты существенно растут.
- У нас стабильное финансирование, но мы не смогли именно из-за денег удержать Павла Валентенко и Евгения Бодрова.
- Когда у вас начнет прогрессировать Артем Воронин? Из той знаменитой молодежной команды он никак не может сделать шаг в развитии, а ведь у него отличный потенциал.
- Надеемся, что в этом сезоне он сыграет гораздо лучше, а после чемпионата будем уже смотреть, что делать. Я надеюсь и на Игоря Левицкого, который сыграл ниже своих возможностей. Надеюсь, что Вячеслав Лещенко сыграет не так, как год назад. Понятно, что ему было трудно, но парню пора взрослеть.
- Вы очень часто говорили на пресс-конференциях: “Ребята меня не услышали”. Эта фраза повторялась слишком часто.
- Это моя вина, что в какой-то момент они не слышат. Возможно, действительно было недопонимание. Кстати, именно об этом я говорил с ними после чемпионата во время индивидуальных бесед. Они должны понимать, что мы сидим в одной лодке и нам надо вместе решать проблемы. Предложил им говорить, если они с чем-то не согласны. Сейчас не старые времена, когда тренера боялись.
- Может быть, и лучше, когда боятся. Есть же примеры. Например, в “Динамо”, когда они выигрывали Кубок Гагарина.
- Там же все-таки другая ситуация была. Боялись не Олега Знарка, а руководство, которое могло спуститься в раздевалку и устроить нагоняй. Нам этого, наверное, не хватает.
- Но вы-то будете жестче. Может быть, на первом собрании стоило зайти и бросить кулер в стену, чтобы все напряглись?
- Думаете, это поможет? У нас другой подход, другой менталитет. Весь тренерский штаб поиграл за границей и к хоккеистам относится с уважением. Да и не будет ничего хорошего, если начать оскорблять игроков. Мне и в “Калгари” говорили, что это путь в никуда. Спортсмены в какой-то момент адаптируются. В одно ухо им влетает, а в другое - вылетает. И ты снова остаешься ни с чем.
Алексей ШЕВЧЕНКО
* * *
Я отыграл десять лет за океаном и скажу, что там готовятся гораздо серьезней, чем в России. Просто тут ты постоянно в команде, может быть, от этого кажется, что тяжелей. Но нагрузки за океаном гораздо больше.
* * *
Ошибся в предсезонной подготовке. В будущем сезоне мы поменяем систему игры. Немного, но поменяем. Я посмотрел много матчей, сделал выводы и буду менять тактику. Наш второй сбор в Финляндии будет направлен только на тактику.
* * *
У нас стабильное финансирование, но мы не смогли именно из-за денег удержать Павла Валентенко и Евгения Бодрова.