ХРОНИКА
#CЭ25
На торжественном вечере в честь юбилея нашего издания “Лучшим спортсменом 25-летия” был признан выдающийся борец греко-римского стиля, трехкратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, Герой России.
Александр КАРЕЛИН: “НА БУКВЫ RUS СОПЕРНИКИ ДО СИХ ПОР СМОТРЯТ С УЖАСОМ”
- Если б лучшего спортсмена России 25-летия предложили выбрать вам, кому бы отдали свой голос?
- Это как в анекдоте. Сидят мужики, бражничают. Из закуски - два огурца: большой и маленький. Выпивают по рюмке, один хватает большой огурец, похрустывает. Второй говорит: “Как тебе не стыдно! Взял самый большой!” - “Ну а ты какой взял бы?” - “Конечно, маленький!” - “Вот и бери…” Себя награждать я бы точно не стал. Победителей, титанов духа у нас много. В первую очередь вспоминается Александр Попов, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию.
- Вы, кажется, друзья.
- Совершенно верно. Но не поэтому его назвал. Александр Владимирович - пример служения отечеству. Когда заходит речь о патриотизме, у меня два маркера. Я рассуждаю не по хрестоматийным публикациям, а говорю о тех, кого знаю лично. Первый - Попов. Из России уехал за тренером Геннадием Турецким, двенадцать лет прожил за рубежом. Несмотря на огромные соблазны поменять гражданство, ни разу не шагнул с тумбочки в воду за другую страну. У меня подобного искушения не было. Я новосибирцем как был, так и остаюсь. Хотя на Олимпийских играх в качестве знаменосца представлял три разные державы…
- Второй маркер?
- Ирина Минх, олимпийская чемпионка 1992-го по баскетболу. Из семьи депортированных немцев, родилась в Черепаново, маленьком городке в ста километрах от Новосибирска. В 90-е играла в Германии. Казалось - зов крови, должна остаться. Но вернулась в Новосибирск, сейчас президент женского баскетбольного клуба “Динамо”. Причем это не почетное назначение. Успела поработать и тренером, и селекционером.
- Когда началась дружба с Поповым?
- В 1992-м в Барселоне. Разговорились перед церемонией открытия. Мы выступали Объединенной командой. У меня в руках был белый флаг с пятью олимпийскими кольцами. За мной шли оставшиеся республики. Александр Владимирович нес флаг РСФСР. Вся делегация в нелепом наряде - пляжные штаны, гавайские рубахи… Живенько, конечно. Но до сих пор не соотносится в моем восприятии с великой державой.
- Вы-то хорошо плаваете?
- Плохо. Неуклюже. Не как топор - на воде держусь. С прибоем могу справиться.
- Про вас, Попова и Хоркину недавно сняли фильм “Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее”. Впечатление?
- Эта история - “по мотивам”. Приведу две оценки, которые меня устраивают. Тренер Виктор Михайлович Кузнецов после премьеры сказал: “Во всех трех новеллах прослеживается главное - преодоление”. А папа, человек жесткий, даже всплакнул: “Очень похоже. Зачет”. Спасибо ребятам за кино. За то, что к персонажам отнеслись с любовью, заинтересованностью. Разумно расставили акценты.
- Сергей Бондарчук, который вас играет, - хоть в чем-то попал?
- Немногословность. Уши большие. Суровое лицо. Изначально на эту роль планировали другого актера. Прежде чем утвердили Сергея, мне позвонил его отец: “Ты не против?” - “Нет, конечно”.
- С Федором Бондарчуком давно знакомы?
- Да. Я же участвую иногда в культмассовых заплывах. На одном из них пересеклись. Когда он под Петербургом снимал “Сталинград”, я был с семьей неподалеку. Набрал Федору, напросился в гости. Хотелось очутиться внутри кинематографического колдовства. Посмотрели, пообщались. Сергея, который женат на дочери Михаила Мамиашвили, тоже знаю прекрасно. Когда-то он занимался борьбой.
- Советовали ему что-то во время съемок?
- Нет. С продюсерами договорились, что я не вникаю в кинопроизводство, съемочный процесс, не влияю на подбор актеров. Сценарий прочитал, но меня волновала исключительно грамматика. Чтоб не искажали факты, не коверкали имена. В роли консультанта выступил Алексей Ким, тренер Хасана Бароева, предоставил зал для съемок на стадионе “Торпедо”. А с Сергеем я встретился один раз.
- О чем беседовали?
- Говорит: “Дядя Саша, так тяжело! Столько дублей!” - “Сколько?” - “Около пятидесяти”. Я усмехаюсь: “Представляешь, Серега, когда по пятьсот раз поднимаешь соперника - чтоб получился бросок, тот самый “обратный пояс”? Ты парень трудолюбивый, честно относишься к профессии. Все будет нормально! Удачи!”
- Вы сказали, что у отца на премьере слезы были. А у вас?
- Нет. Вот когда “Поддубного” смотрел, комок подкатывал. Хороший фильм.
Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 8