ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ГРАН-ПРИ
Российская одиночница Евгения Медведева победила на четвертом этапе “Гран-при”, гарантировав себе место в финале. Но главным событием турнира в Париже стал триумф юных французских танцоров Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона.
НЕПОБЕДИМАЯ МЕДВЕДЕВА, БЕЗУПРЕЧНЫЕ ФРАНЦУЗЫ
Парижский этап “Гран-при” предоставил публике зрелище, в котором имелись едва ли не все разновидности спортивных сюжетов: попытка войти “в ту же воду” Алены Савченко и Мао Асады, героическое преодоление собственного характера Хавьером Фернандесом, рекордная сложность Натана Чена, скандально сменившего тренера за считаные дни до соревнований, прекрасный дебют Марии Сотсковой, завоевавшей свою первую взрослую медаль “Гран-при”. Но все это меркло перед главным для фигурнокатательной Франции событием: двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон представили миру свои новые танцы, выиграв у ближайших преследователей почти двадцать баллов.
В МУЖСКОМ ФИНАЛЕ - БЕЗ РОССИЯН
Сначала немного цифр: благодаря своим победам в Париже место в финале “Гран-при” с максимальным количеством очков (30) гарантированно застолбили за собой Савченко/Бруно Массо, Фернандес и Евгения Медведева. Благодаря парижскому серебру хорошие шансы на выход в шестерку сохраняют Евгения Тарасова/Владимир Морозов, и это - единственная российская пара, которая может оказаться в Марселе в числе участников. В одиночестве, скорее всего, окажутся в танцах Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев: благодаря прекрасному выступлению на этапе в Москве они на данный момент возглавляют группу из трех дуэтов, имеющих одинаковое количество очков - 26.
В то же время из финальной гонки уже окончательно выбыли Елена Ильиных/Руслан Жиганшин и Александра Степанова/Иван Букин. Рекордным вполне способно стать количество в финале россиянок: если Сотскова откатается на этапе в Японии столь же уверенно, как это было сделано в Париже, она почти гарантированно завоюет себе место под марсельским солнцем в компании Медведевой, Анны Погорилой и Елены Радионовой. В Париже Маша улучшила свои личные рекорды в обеих программах, соответственно рекордным - за 200 баллов - получился и общий результат.
Зато в мужском турнире (и это уже окончательно понятно) представительства россиян не будет вообще. Это - все, что на текущем этапе следует знать о месте российского фигурного катания в мировой иерархии. Ну а теперь, как говорится, о главном.
КРУЖАЩИЕСЯ ДЕРВИШИ
Когда Пападакис и Сизерон вышли на лед обновленной экс-“Берси Арены” с коротким танцем, Татьяна Тарасова, комментирующая турнир, несколько раз повторила: “Давайте очень внимательно посмотрим. Мы должны понять, за счет чего французы до такой степени недосягаемы”.
Одна из моих коллег назвала танцы двукратных чемпионов мира гипнотическими - заметила, что в танцах совсем на самом деле юных Габи и Гийома (партнеру в субботу исполнилось 22 года) нет ни одного пустого места, и от этого на них хочется смотреть бесконечно. Я бы сказала, что дело не только в этом. Пападакис и Сизерону удалось нащупать и сделать своим товарным знаком самый, пожалуй, сложный из возможных стилей - монотонную вязь движений, возведенную в совершенную степень. И мир невольно получил эффект танцующего дервиша: смотреть на ритмично и непрерывно двигающегося человека можно бесконечно. Но в том лишь случае, если он не нарушает своего танца ни единым неверным движением. Случись хоть малейший сбой, магия тут же будет разрушена.
Изучая накануне турнира биографическую анкету французов, я поймала себя на мысли, что категорически не верю той графе, где спортсмены перечисляют собственные (и достаточно многочисленные) хобби. Не нужно быть провидцем, чтобы понять: хобби у пары одно: кататься на коньках. С утра и до вечера, сутки напролет, неделя за неделей. Иначе, наверное, просто не довести собственное мастерство до такой степени, когда сложнейший элемент неотличим по легкости исполнения от простейшего шага, а поддержки настолько воздушны, что порой вообще необъяснимо, каким образом Габриэла столь стремительно взлетает на плечи партнера и почему эта стремительность не нарушает общей ритмичности действа.
В перечне своих увлечений Гийом перечислил массу занятий: рисование и живопись, музыка, танцы, моделирование. А накануне выступления в Париже он дал интервью, из которого совершенно ясно следовало: чем бы фигурист ни занимался в то непродолжительное время, когда не находится на льду, все эти занятия напрямую связаны с фигурным катанием: в них он находит новые идеи.
Именно этими идеями под завязку набит каждый танец Пападакис и Сизерона, если разбирать его по шагам. Но совершенно невозможно выделить что-то одно, когда пара танцует - все равно что выдернуть нитку из ажурного кружева.
Я вполне допускаю, что у кого-то французы не вызывают никаких других чувств, кроме раздражения. Парадокс лишь в том, что и эта публика каждый раз завороженно, на грани гипноза следит за танцами дуэта, не отрывая глаз и не в состоянии объяснить: что вообще происходит? Какого черта?!
И ведь нельзя сказать, что у Пападакис/Сизерона, как у фигуристов, нет слабых мест: они точно так же, как и остальные, борются с требованиями правил и далеко не всегда доводят до максимума уровни сложности. Не исключаю, что дуэт вполне способен передержать какую-либо из поддержек и даже получить за это штраф. Но начинается музыка - и все это становится совершенно неважным, поскольку Габи и Гийом с первого своего шага погружают зал в какую-то потустороннюю реальность. Где нет ни судей, ни оценок, ни даже нас, зрителей. А есть лишь они, танцующие друг для друга.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
“Гран-при” Trophee de France. Мужчины. 1. Фернандес (Испания) - 285,38. 2. Д. Тен (Казахстан) - 269,26. 3. Риппон (США) - 267.53… 9. ДМИТРИЕВ - 218,70. Женщины. 1. МЕДВЕДЕВА - 221,54. 2. СОТСКОВА - 200,35. 3. Хигути (Япония) - 194,48. 4… 12. ЛЕОНОВА - 141,36. Пары. 1. Савченко/Массо (Германия) - 210,59. 2. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ - 206,94. 3. Джеймс/Сипре (Франция) - 198,58. 4. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ - 192,56. Танцы. 1. Пападакис/Сизерон (Франция) - 193,50. 2. Хаббелл/Донохью (США) - 174,58. 3. Джиллз/Пуарье (Канада) - 170,78. 4. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН - 167,40.