Газета Спорт-Экспресс № 278 (7222) от 9 декабря 2016 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 декабря 2016 | Хроника

ХРОНИКА

25 ЛЕТ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ “СЭ”

Биография “СЭ” неразрывно связана со всеми жизненными вехами спортивной России - от рождения до наших дней. География “СЭ” - все арены, площадки, трассы, тропы и магистрали мирового спорта и его окрестностей, везде, где в эту четверть века кипела и пела спортивная жизнь. Биология “СЭ” - люди спорта, от ярчайших звезд до честолюбивых дублеров, в благоухании славы и в трудовом поту. Геология “СЭ” - замысловатые сюжеты, роковые коллизии, тайные интриги и громкие сенсации, чем неисчерпаемо богаты недра спорта. А история “СЭ” - это история спорта, которую писали очевидцы; повесть временных лет, рассказанная ее участниками. Подшивки “Спорт-Экспресса”, как скрижали, хранят и помнят эту историю. Вспомним и мы.

Нашу рубрику продолжают оглушительные провалы и сенсационные взлеты российских спортсменов на стыке веков. А еще развенчание легенд ирождение новых кумиров.

ОТ КОНЦА К НАЧАЛУ

ШАХМАТЫ

МОЩНЕЕ КОМПЬЮТЕРА

У каждого поколения XX века был свой шахматный гений, и все они уходили либо непобежденными, либо уступив один другому. Капабланка проиграл Алехину. Алехин умер, владея титулом. Фишер сам отказался защищать корону. Последним был Каспаров, и казалось, что и у него чемпионское звание никто и никогда не отберет, разве что ФИДЕ окончательно объявит его вне закона, а мир сойдет с ума и победителей соревнований по нокаут-системе начнет встраивать в ряд к Ласкеру, Ботвиннику, Спасскому, тем же Капабланке, Алехину, Фишеру. Но на самом финише сто- и тысячелетия случилось чудо: Каспаров проиграл коронный матч. И список чемпионов, вроде бы надолго застрявший на числе “13”, пополнился новым, четырнадцатым именем - Владимир Крамник.

Еще 6 лет назад гроссмейстер из Туапсе сказал мне в интервью для “СЭ”: “Я играю не слабее Каспарова”. Помню, как в Новгороде на супертурнире 19-й категории материал с таким заголовком висел на стенде в пресс-центре, все ходили и с улыбкой на него поглядывали: ишь, мол, какой смелый выискался! Но за шахматной доской Крамник убедительно доказывал, что он действительно уже ни в чем не уступает Каспарову. Вот только “выйти” на чемпиона, жаловался Владимир на одном из турниров в Линаресе, ему не скоро удастся: “Каспаров научился “вырубать” слабаков под ноль, а у меня с ними так не получается. Почему? Не знаю, может, мотивации не хватает...” И вот судьба наконец вывела Крамника на Каспарова. И у претендента хватило мотивации с избытком. Играл он в Лондоне просто блестяще! Полностью навязал свою волю грозному противнику с первых же партий, не уступал ни в одном компоненте борьбы, а в дебютной подготовке явно превосходил Гарри. В общем, этот матч Владимир выиграл сверхубедительно.

Итак, Каспаров впервые в своей карьере проиграл матч человеку. До этого в аналогичном противостоянии его одолел лишь компьютерный 500-процессорный монстр “Дип Блю”. Но железный шкаф с электронной начинкой, который, как подозревает Гарри, направлялся умелой рукой шахматистов-практиков, победил Каспарова с перевесом в одно очко и в матче из 6 партий. Крамник же первенствовал с перевесом в 2 очка и на гораздо более длительной дистанции. Достижение Крамника и его команды не может не впечатлять! Как я уже писал в предыдущих репортажах, обычного Каспарова - грозного и беспощадного - на этом матче просто не было. А был скованный очень тонко рассчитанной стратегией игрок, которому не дали показать то, что он показывал раньше. Каспаров напоминал мне порой эдакого шахматного Кинг Конга, на которого накинули сеть...

Юрий ВАСИЛЬЕВ из Лондона, № 2450 от 4 ноября 2000 года

ХОККЕЙ

ПОСМЕШИЩЕ

Чемпионат мира-2000 Россия ждала с небывалым нетерпением и невиданным подъемом. Хоккейная страна изголодалась без побед. Шесть лет неудач, с 1993-го по 1999-й, - такого не случалось даже “в начале времен”, на стыке 50-60-х, когда сходило со сцены поколение первопроходцев, а смена им еще не подросла. Там не выигрывали пять лет, а на шестой нашли повод не выступать на чемпионате мира, - и еще через год началась триумфальная эра советского хоккея. Теперь же и игроков хватало, и из НХЛ регулярно приезжали звезды, - и все не впрок. Но в 2000-м был особый повод для надежд: чемпионат наконец-то проходил в нашей стране. Да еще и российские заокеанские передовики удачно “освободились” для него пораньше, составив могучую на вид команду, сопоставимую с серебряной образца Нагано-98.

Действительность повергла навзничь. Разгромив под овации в стартовом матче французов, сборная проиграла затем все, что можно и нельзя. И кому? Швейцарии, Латвии и Белоруссии. Лишь выигрыш у шведов помог россиянам обогнать в итоговом реестре Италию и занять не 12-е, а 11-е место. Шок? Катастрофа? Хуже.

Давайте начистоту: сборная России получила именно то, что заслужила собственной игрой. Которая с каждым последующим матчем становилась все более жалкой.

А то ведь некоторые уже винят во всех наших неприятностях американцев - мол, с них все началось. Да, американцы действительно применили игровую модель, лишившую нашу команду всех ее казавшихся очевидными достоинств. Да, тактическую идею наставника сборной США Луи Вайро скопировали швейцарцы, белорусы и - частично - латыши. Но ведь и у нашей команды есть тренеры. Неужели же за четыре матча они так и не поняли, как преодолеть защитные порядки соперников? Нет, не верится в это. Может, все поняли, что-то хитрое - в противовес - придумали, но не смогли заставить игроков сыграть по-новому? А может, придумали, объяснили, но у хоккеистов просто не хватило мастерства реализовать тренерские задумки?

Вопросов много, с ответами хуже. Вот, к примеру, очевидны проблемы нашей команды в обороне. Поневоле хочется спросить: на что же рассчитывали руководители сборной, комплектуя состав, если игроков оборонительного плана во всей нашей команде оказалось два с половиной - защитники Хаванов и Кравчук и центрфорвард Николишин? Остальных к внимательным и жестким действиям прежде всего в средней зоне привлечь почему-то не удалось. Выходы превосходящих сил противника к нашим воротам стали настолько привычными, что наблюдать за ними без горького смеха порой было невозможно: ну сколько же можно оступаться на одном и том же?

Бог с ней, обороной. Зато, говорят, “в плане атакующего потенциала” нам уж точно не было равных. Вполне возможно. Только вот, увы, российской команде удалось настолько мастерски замаскировать свои атакующие таланты, что специалисты, бывало, не скрывали удивления: “Очень “Золотую шайбу” напоминает!”. Не лучше обстояли дела и с реализацией численного большинства, где наши НХЛовцы без всякой иронии настоящие спецы: соперники ужасающе легко пресекали практически все розыгрыши лишнего в исполнении сборной России. Причем бросалось в глаза, что в отличие от почти всех остальных команд, имеющих специальные звенья для игры в неполных составах, наши, оказываясь в большинстве или меньшинстве, продолжали соблюдать очередность выхода звеньев на лед.

Отнюдь не секрет, что тренировочный процесс сборной России в Санкт-Петербурге не включал в себя мероприятий по подготовке к матчу с конкретным соперником, разбора тонкостей его игры, особенно в обороне и в неполных составах. Все тренировки команды были одинаковыми. Видимо, были уверены, что изучать манеру соперника нам не надо? На деле же команда порой просто не знала, что делать на площадке.

Алексей ЛАПУТИН из Санкт-Петербурга,

№ 2298 от 10 мая 2000 года

САМООБМАН

Веры в “заслуженных мастеров” больше не было. Они скомпрометировали себя на Кубке мира-96, но тогда их “простили”, теперь же - поставили крест. Заодно подвергнув резонной обструкции и слепое поклонение НХЛ и вообще перед Западом.

Если уж наш новый президент начал свое первое обращение к правительству с хоккея, то как не коснуться наболевшей темы в еженедельной колонке. Пусть даже в ней до сегодняшнего дня речь шла исключительно о футболе.

Тем более что кошмарная ошибка вратаря Филимонова в памятном осеннем матче против Украины сегодня уже представляется легким насморком по сравнению с чумой хоккейного провала в Питере.

Российские спортивные сайты переполнены обвинениями, гневом и сарказмом, как, наверное, никогда еще в нашей короткой интернетовской истории. Чего стоит, например, виртуальный крик отчаяния: “RUS не играет в хоккей!” Или грустное: “Дымилась, падая, “русская ракета”...

А еще одна фраза удивительным образом совпала с той мыслью, которая мешала мне жить все последние дни - начиная с поражения от швейцарцев. Вот она: “А может, НХЛ вовсе нет?” Знаете, как - по довольно распространенной версии - не было высадки американцев на Луне, а была инсценировка, которую якобы придумал и с помощью телевизионщиков провел Пентагон.

Действительно, ведь из роскошной заокеанской лиги, где, по сообщениям наших СМИ, все сверкает и искрится, должны были прилететь суперзвезды. И вдруг мы видим “дутых идолов”, которые проигрывают всем подряд - от латышей до белорусов.

Едва не потеряв собственный национальный чемпионат, мы в какой-то момент “приобрели” НХЛ. Точнее, журналистский миф об НХЛ. На который, похоже, ориентировались не только несчастные болельщики, но и тренеры сборной, привлекавшие игроков вслепую, по простому принципу: ну не будет же “Каролина” (или “Вашингтон”, или “Торонто”) держать плохих!

Вспоминаю, какое впечатление производила на нас еще до встречи с “канадскими профессионалами” редкая в те годы кинохроника заокеанских матчей. “Нет, тягаться с ними нам не по плечу”, - говорили зрители, расходясь и не осознавая, что то были тщательно подобранные моменты, да еще смонтированные с ускорением. Игры, которую нам показывали, на самом деле не существовало. Мы поняли это в 72-м.

И вот снова - почти виртуальная НХЛ. Которая перед чемпионатом мира в Питере взяла и все решила за нас, фактически “отчислив” из сборной в последний момент целую группу хоккеистов, отлично проявивших себя в российском чемпионате. А мы с вами, уважаемые коллеги, заранее поспособствовали этой расправе. Да-да, показывая в выпусках новостей (порой совершенно бессистемно) бесконечные фрагменты заокеанских матчей и не оставляя места шайбам, заброшенным у нас дома. Или публикуя яркие интервью с НХЛовскими звездами в ущерб информации о тех, кто бьется на площадках Тольятти и Магнитогорска.

Конечно, сюжет из Флориды красивее, и получить его (как это ни парадоксально звучит) легче, чем видеоотчет из Казани или Новокузнецка. Конечно, детали заокеанской жизни и быстро приобретенная там раскованность интервьюируемого изначально делают беседу с ним ярче, чем разговор с пока еще российским жителем, озабоченным миллионом - нет, не долларов, а вечных проблем.

Обратите внимание: сегодня мы и в футболе готовы сделать героя из любого нашего легионера. Ни одна другая страна так ревностно не следит за своими посланцами в далеких краях. “Колыванов отыграл 32 минуты и дал два паса”, “Бесчастных не только успел выйти на 88-й, но и коснуться мяча”. Исполняется с неподдельным пафосом: “Я - Земля! Я своих провожаю питомцев!” Вот на телеэкране долгожданная таблица бельгийского чемпионата с подробнейшим закадровым комментарием. А как же! Ведь там у нас сразу и Демкин, и Мичков, и Дятель!

...Мой отец-биолог считает, что русские исторически (или истерически - я не расслышал) обречены на провал, как только они начинают играть за большие деньги. Все лучшее, что было у нас сделано, - и в науке, и в спорте, - говорит он, было сделано бескорыстно. Иначе не получилось бы. Почему? Да потому же, почему надо рюмку водки - залпом и занюхать черным хлебом. Объяснить невозможно.

Виктор ГУСЕВ, № 2298 от 10 мая 2000 года

ПЕРЕД РАССВЕТОМ

Оставалось лишь робко надеяться, что система подготовки хоккеистов в стране, в отличие от футбола, не рухнула, и новые поколения окажутся ответственнее и успешнее. Тем более что на небосклоне уже зажглась первая звездочка: на драфте-2001 под №1 был впервые выбран россиянин - Илья Ковальчук. А следом за ним шла целая команда юных талантов.

Не скажу, что клубные боссы выбирают кота в мешке, но субъективизм присутствует. Когда “Торонто” в 98-м задрафтовал Антропова под 10-м номером, генеральный менеджер “Тампы” Фил Эспозито от удивления чуть не потерял дар речи: ни в одном из списков, подготовленных ему скаутами, казахстанский гренадер не значился. Я это к тому, что не только и не столько игра определяет твое положение на драфте. Тогда что же?

Есть такое понятие - конъюнктура. Те или иные решения на драфте принимаются в том числе и из соображений конъюнктуры или моды, если хотите. Успехи чехов на международной арене в последние годы предопределили благосклонное отношение к ним тренеров и менеджеров НХЛовских клубов. Россияне же сдают позиции. Посмотрите: за последние пару лет только Хаванов и Афиногенов по-настоящему заиграли в клубах, ставящих перед собой серьезные задачи, остальные же пополнили ряды аутсайдеров. Катастрофически упала результативность наших игроков в плей-офф, а ведь это является важнейшим показателем. И тем не менее драфт-2001 получился русским.

Победное шествие нашей юниорской сборной под руководством Владимира Плющева во многом предопределило результаты нынешнего драфта. Ребята были сильнее всех на голову: прошлись катком по США, Канаде и Европе, а в апреле завоевали золото на чемпионате мира в Хельсинки. Уверен, Ковальчук не стал бы первым номером, если бы команда не выглядела на всех турнирах столь основательно. И не стоит пока говорить о возрождении отечественного хоккея - мол, наш человек наконец выбран первым, а в пятерке лучших оказалось сразу трое представителей России. Это всего лишь частный случай. Чтобы изменить отношение к себе, нам необходимо еще и еще побеждать на молодежных и юниорских чемпионатах. Но задел, можно считать, есть.

Дмитрий ФЕДОРОВ, № 2634 от 25 июня 2001 года

БОКС

ТУШКА МАНГУСТА

В течение 90-х Константин Цзю, переехавший в Австралию после чемпионата мира-91, чтобы стать профессионалом, не ускользал из зоны внимания, но все-таки пребывал в тени могучих спин Тайсона, Холифилда, Льюиса и их разборок за супертяжелые пояса. На стыке веков он наконец-то вышел на первый план, разбив в титульном бою Заба Джуду, и Россия по достоинству оценила его боксерские и человеческие манеры. С тех пор - хотя и до, и после Кости у нас было немало классных, выдающихся мастеров - именно Цзю слывет эталоном российского боксера.

Цзю вышел на ринг спокойный, как удав. Точнее, как кобра. Тот же немигающий взгляд и та же готовность к молниеносному удару. Очень скоро появился и Джуда. Раньше перед выходом на ринг он иногда вел себя, как небольшой, но хищный, нетерпеливый и неугомонный зверек, вроде мангуста, но этот раз - по крайней мере внешне - выглядел слишком уж спокойно.

Примерно 70 процентов экспертов и просто зрителей в Америке полагали, что этот бой и станет чем-то вроде поединка кобры и мангуста. Кобра будет пытаться ужалить насмерть, а мангуст примется вертеться вокруг нее, пока не изловчится и не схватит за голову. Как известно, в этих боях статистика говорит в пользу мангуста. Вот и американцы надеялись на подобный исход. Но если Костя оказался самой настоящей коброй, то из Джуды мангуста не получилось, а получилось нечто совсем другое. Впрочем, начал он именно, как победитель кобр.

Его прыжок был красив и страшен. Левый апперкот, казалось, оторвет Косте голову. Но голова осталась на месте. И все же Костя получил сполна. И сейчас не могу понять, как он устоял на ногах. Но - устоял.

Второй раунд начался достаточно спокойно. Костя явно оправился, а Джуда, вполне возможно, сам подустал от своих атак и решил немного поработать на тихой волне. Раунд медленно подбирался к концу. От сердца немного отлегло: по крайней мере стало ясно, что Костя может обыгрывать Джуду и, может быть, бой будет не таким уж коротким. Может быть...

И вдруг...

Да-да, вот так неожиданно: вдруг в самом конце раунда Костя провел мощный удар справа, тот самый удар, который так страшен для левшей, тот самый, который, как считали даже самые отъявленные скептики, давал ему шанс на победу над Джудой. В точку! Американца болтануло. Он отступил. Но вдогонку ему в ту же самую точку на подбородке полетел точно такой же правый кросс. Только теперь в нем было куда больше силы.

Заба опрокинуло на спину! Он тут же вскочил (о чем он, наверно, будет жалеть всю жизнь), пытаясь показать Цзю, рефери и самому себе, что с ним все в порядке. Но с ним все было очень даже не в порядке. Он не мог сохранить равновесие и, перебирая ватными ногами, принялся описывать по рингу некую фигуру, напоминающую подкову, после чего снова упал. Затем снова встал, но держался на ногах по-прежнему нетвердо и чуть во второй раз не опрокинулся на спину.

Рефери Джей Нейди остановил бой, не открывая счета. Технический нокаут.

Рискну предположить, что бой мог бы быть продолжен, если бы не одна ошибка. Вспомним еще раз последние секунды боя, когда Джуда упал на спину. Нокдаун явно тяжелый. Что делает в такой ситуации опытный боец, тем более если знает, что до конца раунда остались считанные секунды? Он тянет время до последнего и встает только тогда, когда рефери уже заканчивает счет. Так и должен был поступить Джуда. Вместо этого он попытался вскочить как можно раньше - гордость, что называется, заела.

Впрочем, дело здесь не столько в гордости, сколько в отсутствии опыта. Заб пару раз за свою боксерскую карьеру побывал в нокдауне, но это были так называемые флэшнокдауны, то есть падения, после которых он мгновенно вставал. Ни в том, ни в другом случае Джуда не был по-настоящему потрясен, а скорее просто терял равновесие. Может быть, он и сейчас решил, что ничего страшного с ним не произошло, но ошибся: не зря считается, что по силе удара в первом полусреднем весе у Цзю нет равных. Только вскочив на ноги, Джуда понял, как же здорово ему перепало. Да, может быть, он просто ошибся и смог бы продолжить бой, если бы полежал на полу подольше, но винить ему в этом некого. Кроме себя, разумеется.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ, № 2748 от 5 ноября 2001 года

Подготовил ЕвгенийЗЫРЯНКИН

Полные тексты всех серий нашего альманаха “25летвспорте”- читайте на www.sport-express.net