ДОПИНГ
Вчера в Лондоне следователь ВАДА Ричард Макларен представил вторую часть своего доклада о допинге в российском спорте. В нем утверждается, что в манипуляциях с запрещенными веществами были замешаны более тысячи наших спортсменов из 30 видов спорта.
ВАДА ОТКРЫВАЕТ ВТОРОЙ ФРОНТ
Олег ШАМОНАЕВ
Верить или нет канадскому профессору - личное дело каждого. К сожалению, в таком деликатном деле, как обвинения уважаемых людей в профессиональных преступлениях, нам приходится полагаться не на факты, а на веру. Макларен снова обрушил на наши головы огромное количество цифр и утверждений, от которых волосы встают дыбом. Учитывая то, что имена конкретных спортсменов в докладе упомянуты под цифровыми кодами или названы опосредованно, разбираться с обвинениями придется очень долго. И еще вопрос - надо ли разбираться вообще.
Ключевой посыл следователя ВАДА - в России с 2011 года якобы существовала государственная программа допинговых нарушений и подмены допинг-проб, в которой были задействованы Министерство спорта России, Российское антидопинговое агентство, Московская антидопинговая лаборатория и Федеральная служба безопасности.
Всем известно, что после провала сборной России на Играх-2010 в Ванкувере на исправление ситуации перед домашней Олимпиадой были задействованы огромные государственные ресурсы. Входил ли в “план по спасению” допинг? Макларен и привлеченные им эксперты считают, что входил. Свои выводы канадский профессор подтверждает тем, что он называет “доказательствами”. Хотя есть сомнения в том, что их принял бы уважающий себя суд. Обвиняемые не опрошены, работа на месте преступления не проведена, свидетели представлены однобоко… Если бы государственные границы были более прозрачны для судебного преследования, то самого Макларена можно было бы легко привлечь за клевету.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Понятно, что теперь автор доклада будет сетовать на то, что сделать всестороннее исследование ему мешала страшная “российская государственная машина” и что российские чиновники наотрез отказывались с ним общаться (хотя 81-летний глава Независимой антидопинговой комиссии Виталий Смирнов для переговоров с Маклареном специально летал в Швейцарию). Кроме того, эксперт сделал все возможное, чтобы избежать обвинений в политической ангажированности, и отказался давать рекомендации о санкциях против России. Хотя выводы доклада неумолимо подводят к тому, что санкции должны быть максимально жесткими.
Вопрос о наказании - теперь самый интересный. Фамилии обвиняемых в нарушениях (реальные имена, а не цифровые коды) будут отправлены в международные федерации для “принятия мер”. Скорее всего, дело закончится отъемом нескольких медалей Сочи-2014 и дисквалификацией ряда спортсменов (многие из них уже наверняка закончили карьеру). Поскольку в новом “черном списке”, фигурируют паралимпийцы, то восстановления Паралимпийского комитета России в ближайшее время, скорее всего, не случится, и наши атлеты с ограниченными возможностями с большой долей вероятности пропустят и зимние Игры-2018.
Что касается Олимпиады в Пхенчхане для национальной сборной, то здесь все, как и перед Рио, зависит от позиции МОК. Ситуация с нападками ВАДА на Россию зашла так далеко, что разбираться с каждым эпизодом, выпестованным Маклареном, уже нет никакой возможности - это требует кучи времени и денег. Томасу Баху необходимо принять политическое решение - либо МОК соглашается с тем, что в нашей стране выстроена государственная допинговая система, и “закрывает” Россию на несколько лет. Либо все квалифицируется как “отдельные перегибы” - тем более что обвинений в адрес ОКР в докладе нет. Тогда нам грозят пальцем, штрафуют и дальше ставят на особый контроль.
СКАНДАЛ НА КОММУНАЛЬНОЙ КУХНЕ
На серьезность наказания России глубина нашей вины точно не повлияет. Так была ли или нет эта самая вина? То, что Григорий Родченков осуществлял в Московской антидопинговой лаборатории манипуляции с допинг-пробами, сомнению, видимо, уже не подлежит. Были эти манипуляции личной инициативой ученого? Или ему давал указания заместитель министра спорта Юрий Нагорных? И если давал, то кто приказал жульничать самому Нагорных, и осознавал ли он, что творит? Боюсь, что ответы на эти вопросы мы не получим никогда.
ВАДА намеренно выплеснуло информацию в публичную плоскость. Теперь вокруг нее накручивается столько словесной и политической шелухи, что поиски истины теряют всякий смысл. Показная щепетильность Макларена (он не называет конкретных фамилий, якобы оберегая персональные данные) оборачивается плевком во всех российских спортсменов разом. Когда речь идет о тысяче (!) анонимных допингеров - при том что в России в принципе не более 10 тысяч профессиональных спортсменов, - то обвиненным сегодня может считать себя любой наш атлет - от суперзвезды до скромного юниора.
Вопросов к Макларену и ВАДА очень много. Начиная с того, почему доклад опять своевременно не был переведен на русский язык, и заканчивая тем, что виноватым в нарушении целостности пробирок почему-то объявлена Россия, несмотря на то, что неоткрываемые баночки находились на хранении в МОК и были приняты туда без каких-либо замечаний. Однако на фоне припадка антидопинговой и антироссийской истерики голос разума не услышит никто. Увы, это было сделано специально. Потому что спокойно разобраться с “российскими злоупотреблениями” в закрытом режиме ни ВАДА, ни МОК никто не мешал.
Теперь же вся антидопинговая сага окончательно переросла в бытовой скандал на коммунальной кухне, в котором бесполезно приводить какие-либо аргументы. В таком конфликте прав тот, кто громче кричит, ну или сильнее бьет. И нам стоит очень хорошо задуматься над последним обстоятельством.
Другие материалы - стр. 8