5 ноября 2014, 16:00
Одному из самых перспективных пловцов страны пришлось пробиваться на чемпионат России через первенство области
Чемпионат России по плаванию на короткой воде, стартующий в Казани 8 ноября, для 31-летнего Станислава Донца станет первым после двухлетнего перерыва. В 2012 году трехкратный чемпион мира в коротких бассейнах из-за травмы пропустил часть зимнего этапа подготовки, в результате чего не успел набрать оптимальные кондиции к отборочному на Олимпийские игры чемпионату России. Быстрый последующий прогресс Донца ни на что не повлиял – в Лондон его так и не взяли. В декабре того же года Станислав выиграл личные медали на 50 и 100 м на спине, а также серебро в составе комбинированной эстафеты на чемпионате мира на короткой воде в Стамбуле.
Казалось, в жизни спортсмена началась белая полоса. Однако вскоре о себе снова дало знать многострадальное плечо. Донца ждали на весеннем чемпионате России-2013, затем на осеннем, потом на отборе на чемпионат Европы в Берлин, а дождались только сейчас…
– Давно обещал выйти на старт, – улыбнулся Донец. – Получилось, что обещанного два года ждут. Сейчас с уверенностью могу сказать: еду в Казань! Как и любой обычный спортс-мен, прошел все необходимое сито отбора: областные соревнования, чемпионат Приволжского федерального округа. Так вот и добрался до чемпионата России. Выступлю на 50 и 100 м на спине.
– Правильно ли понимаю, что вы приедете в роли чемпиона ПФО?
– Все так! Удалось обыграть Виталия Борисова.
– Плечо не беспокоит?
– На обоих стартах я его ничуть не жалел и после соревновательной нагрузки чувствовал себя довольно хорошо. Никаких болезненных ощущений нет.
– Страшновато выходить на серьезный старт после подобной паузы?
– У меня волнения нет. Просто хочется выступить и доказать себе, что я еще могу. Мне до сих пор очень интересно соревноваться, а за время вынужденного простоя накопилась настоящая тоска по любимому делу. Как будто у меня что-то было, а потом отняли. И сейчас есть возможность это вернуть.
– Исходя из предыдущих стартов, на что вы можете рассчитывать в Казани?
– На чемпионате области я плыл через неделю после выхода с летних каникул. Результаты были довольно средние, но все-таки на уровне мастера спорта международного класса. На ПФО проплыл чуть быстрее, но скажу честно: для победы на чемпионате России этого будет недостаточно. Другое дело, что я работаю и планирую в Казани прибавить.
– Вашими сильными элементами дистанции всегда были старт и повороты. Не растеряли эти навыки за два года?
– Хочется верить. Хотя соперники тоже не стоят на месте. На том же чемпионате ПФО я для себя отметил, что от молодых ребят ушел со старта не так здорово, как раньше.
– Уже опробовали новые стартовые тумбочки?
– Да, они очень удобные! Старт получается гораздо более уверенным. Не думаешь о том, что ноги могут соскочить, а спокойно концентрируешься на прыжке.
* * *
– Вернемся на два года назад. В Лондон на 100 м на спине отобрались Аркадий Вятчанин и Владимир Морозов. Но Морозов, чтобы сэкономить силы на эстафету, на старт в итоге так и не вышел. С какими чувствами смотрели на это?
– Я быстро восстанавливался после травмы, и к Олимпиаде мои результаты были гораздо лучше, чем на отборе. Я плыл быстрее, чем победитель чемпионата России. Но что поделаешь? На тот момент для всех были одинаковые условия отбора, и в нужный момент результат я не показал. А то, что в итоге второй призер на дистанции, которую я мог неплохо проплыть, даже не вышел на старт, это уже не мое дело. Я как-то стал проще к подобному относиться.
– Спокойствие приходит с возрастом?
– Ну да, становишься мудрее. По молодости все более импульсивные.
– О чем в последние два года переживали особенно сильно?
– Было тяжело, когда говорил всем, что выйду на старт, а потом плечо воспалялось, и все срывалось. Будто в ромашку играл: смогу – не смогу.
– Помните, когда вас сняли со ставки спортсмена?
– Из списков сборной исключили с января 2014 года. Но, надо сказать, моя Ульяновская область отчислила меня гораздо раньше.
– А на что, простите, вы жили?
– Спасибо моему второму региону – Краснодарскому краю. Они меня не просто не отчислили, но и всячески поддерживали. С их помощью проходил в Самаре реабилитацию весной и летом.
– Сейчас по-прежнему тренируетесь у отца Юрия Райхмана?
– Да. В Димитровграде, в том же 25-метровом бассейне.
* * *
– Теперь живете сегодняшним днем или все-таки держите в голове Рио-2016?
– С прицелами я уже успокоился. А то сколько раз было – настраиваешься на что-то, а потом из-за нелепого недоразумения все срывается. Вот в декабре 2012 года у меня были грандиозные планы на чемпионат мира в Барселоне, а в итоге дернул плечо на "Кубке Сальникова" и выпал из процесса на два года.
– Вы как-то говорили, что по физическому развитию – поздний спортсмен. Чувствуете в себе силы не просто выйти на уровень своих прежних результатов, но и превзойти их?
– Все правильно. Более того, во время Олимпийских игр в Сочи я в очередной раз увидел замечательного биатлониста Оле-Эйнара Бьорндалена. Ему уже пятый десяток, а он выигрывает олимпийское золото в спринте! Он меня вдохновил и придал мотивации. Я-то, получается, вообще еще молодой!
– Наверняка понимаете, что после ухода из команды Аркадия Вятчанина и дисквалификации Виталия Мельникова в стране нет сильного ярко выраженного спиниста?
– Так сложилось. Но ни осуждать, ни поддерживать никого не собираюсь. Все взрослые люди и вправе принимать любые решения.
– На протяжении карьеры Вятчанин был вашим самым принципиальным соперником. Обрадуетесь, если снова доведется выйти с ним на старт?
– Однозначно! На любых соревнованиях мы будем воспринимать друг друга как конкуренты. Но перед стартом обязательно пожелаем друг другу удачи и вместе, в хорошем настроении пойдем к дорожкам. А после финиша проигравший искренне поздравит победителя. В этом я уверен.
– Вас удивляет, что за последние два года результаты в плавании несильно изменились?
– Сейчас идут этапы Кубка мира, и секунды там такие же, как два-три года назад. Уровень действительно глобально не вырос – и это еще один из моментов, который добавляет мне мотивации плавать дальше.