9 сентября 2022, 12:15
Исполком МОК отказался отменять свои рекомендации об отстранении российских и белорусских спортсменов от международных соревнований, принятые в феврале этого года. Именно эта рекомендация лежит в основе бана сборных России и Белоруссии, принятого в большинстве видов спорта. Ослушаться позицию МОК решились только в теннисе, велоспорте, дзюдо, шахматах и автоспорте — там россияне продолжают выступать в нейтральном статусе. Решение МОК многократно критиковалось как политизированное и дискриминационное. Однако руководство организации всякий раз обосновывало его неким форс-мажором и высшими идеалами. Новый шедевр изворотливости был создан и на этот раз.
Ранее глава МОК Томас Бах приводил самые разные обоснования нарушения Олимпийской хартии в отношении россиян и белорусов, которое он называет «защитными мерами». «У нас было много аргументов от НОК, которые говорили: «Что делает эту ситуацию такой уникальной? Что вы предприняли, когда была война в Афганистане, Сирии, Йемене, Мали, Эфиопии и где угодно?» — вопрошал Томас Бах в мае. — Кризисов очень много. Ответ заключается в том, что в случае с Россией мы имели дело с вопиющим нарушением олимпийского перемирия. И мы должны были принять защитные меры, потому что мировая реакция на другие конфликты была не такой, как на действия России».
«В ряде стран была проявлена агрессия против российских и белорусских спортсменов, и мы не могли гарантировать их безопасность на международных соревнованиях, — отметил глава МОК в июне. — Например, на «Экспо» российский павильон подвергся нападению, а затем те, кто отвечал за безопасность российского павильона, напали на другие. Это не то, что мы хотим увидеть на международных соревнованиях».
Теперь мы услышали новый аргумент в исполнении директора по коммуникациям МОК Марка Адамса. «Защитные меры были приняты, так как правительства разных стран стали вмешиваться в зону ответственности спортивных федераций в отношении того, кто может принимать участие в соревнованиях. Это поставило под угрозу цельность соревнований. Чтобы предотвратить политизацию турниров, мы и приняли защитные меры. Так как в настоящее время мы не можем выполнять нашу гуманитарную миссию по объединению спортивного мира, для защиты этой миссии в будущем мы были вынуждены рекомендовать неучастие атлетов из-за их национальности», — передает слова Адамса «Р-Спорт».
Напомню, что ранее о незаконности запрета на выступления россиян и белорусов говорил известный борец с допингом и коррупцией в спорте Ричард Макларен. «Спортсмены не начинали этот конфликт и не несут ответственности за его ход. Это две веские причины, чтобы позволить им снова участвовать в международных соревнованиях», — отмечал канадский юрист. Тем не менее в августе Бах заявил, что до завершения событий на Украине отменить нынешний бан невозможно, поскольку в противном случае «спорт станет частью системы санкций и контрсанкций», доминирующей в современной геополитике.
Итак, из сбивчивых объяснений руководителей МОК можно вычленить следующие аргументы, которые заставляют чиновников сохранять отстранение России и Белоруссии, несмотря на начало отбора на Олимпиаду-2024:
— События на Украине якобы являются уникальным форс-мажором, который нельзя сравнивать с прежними вооруженными кризисами (вторжением войск США в Ирак, бомбардировками Югославии и так далее).
— Российским и белорусским спортсменам могут грозить проблемы с безопасностью, а власти некоторых стран могут принуждать своих атлетов отказываться от соперничества с представителями «санкционных стран».
— Правительства ряда стран не готовы пускать наших спортсменов и официальных лиц на свою территорию, что создает дополнительные проблемы для организаторов соревнований.
В списке отсутствует фактор давления на МОК со стороны спонсоров и властей стран, в которых проживают сами олимпийские чиновники. Это читается в заявлениях в виде туманных намеков. Но формально произносятся совсем другие слова, вызывающие как минимум недоумение. Даже если оставить в стороне субъективную оценку «уникальности форс-мажора» и «вопиющего нарушения олимпийского перемирия».
Во-первых, опыт выступления россиян и белорусов в теннисе, шахматах и велоспорте показал, что проблем с безопасностью нет, в том числе в странах, которые включены у нас в список «недружественных». Инцидентов в этом отношении не зафиксировано, что делает все ссылки на данный фактор просто бредовыми. Массовых отказов соревноваться с россиянами и белорусами тоже нет.
Во-вторых, в прежние годы МОК всегда очень жестко реагировал на попытки давления на спортивные власти со стороны национальных правительств. Все подобные истории неизменно заканчивались отстранениями виновных стран от Олимпиады. Просто удивительно, что теперь комитет спокойно взирает на вмешательство политиков в дела спорта и даже не рассматривает возможность «ответного удара».
После февраля 2022 года проблемы с въездом у российских спортсменов возникали только в Великобританию и страны Прибалтики. Кроме того, Норвегия не смогла гарантировать допуск наших официальных лиц на конгресс Международной федерации гимнастики. Ответ на эти действия оказался прост и очевиден. Конгресс FIG перенесен в Турцию, а Уимблдонский теннисный турнир лишился рейтинговых очков. Никакого «нарушения цельности спорта» в результате не произошло.
Ранее глава Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков заявил, что наша страна настаивает на полноценном участии российских спортсменов в квалификационных турнирах к Олимпийским играм 2024 года в Париже. «Наши дипломатические усилия направлены на это. Дипломатия любит тишину, поэтому с нашей стороны в ближайшее время громких заявлений не будет, — приводит слова Позднякова ТАСС. — Самое важное — начать квалификационные соревнования к Олимпийским играм. Не могу говорить об определенной точке невозврата, у каждого вида спорта существует своя квалификационная система, поэтому фраза «точка невозврата» не подходит к нынешней ситуации».
Возможно, в частных разговорах олимпийские чиновники и говорят что-то обнадеживающее в отношении России. Но публичная аргументация их действий пока носит слишком сильный пропагандистский налет и не отличается логикой. Тем не менее нам не остается ничего, кроме как готовиться к Парижу-2024 и верить в чудо.
«Делаем все возможное, чтобы Россия стала активным участником Олимпиады в Париже, — приводят слова министра спорта РФ Олега Матыцина «Известия». — Мы активно взаимодействуем с международными федерациями через наши всероссийские спортивные федерации. Работаем по дипломатическим каналам, убеждая, что без России Олимпийские игры практически потеряют смысл. Исходя из решений Международных федераций, думаю, что до конца нынешнего года будут понятны наши перспективы в этом вопросе».
«Готовимся к тому, чтобы наша олимпийская сборная участвовала в следующих Олимпийских играх. А там — посмотрим, как получится», — сказал в ходе Восточного экономического форума вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.