26 июня, 10:00
ПМЭФ-2025 дал новый толчок развитию бизнес-проектов в сфере горнолыжного туризма и спорта. Например, в Челябинской области к 2029 году построят масштабный рекреационно-спортивный комплекс на хребте Уреньга под Златоустом, здесь появятся 12 трасс общей протяженностью 26 километров, восемь подъемников и горнолыжная деревня. Объем предполагаемых инвестиций — более 50 миллиардов рублей. Также уже в этом году начнут строительство горнолыжного комплекса в населенном пункте Приисковое в Хакасии. В Хабаровском крае расширят возможности курорта «Хехцир», в Татарстане оборудуют новыми трассами горнолыжный курорт «Мамадыш».
Горнолыжная индустрия России переживает масштабную трансформацию, и это способствует в том числе развитию лыжных видов спорта в стране. Причем как на профессиональном, так и на массовом уровне. По данным исполнительного директора АО «Кавказ.РФ» Хасана Тимижева, доля катающихся россиян выросла с одного до пяти процентов всего за несколько лет. Это свидетельствует о растущей популярности зимних видов спорта.
По мнению эксперта, горнолыжного журналиста Георгия Дубенецкого, в России не так много мест, где могут тренироваться профессиональные спортсмены и проводиться соревнования. Дело не только в оборудовании, но и в трассах — они должны быть длинными, скоростными, с определенным уклоном. Но улучшения есть: некоторые курорты уже проводят профессиональные горнолыжные соревнования на своих склонах. «Надеюсь, что это сыграет свою роль как в росте оснащенности курортов новым современным оборудованием, так и в развитии нашего зимнего спорта. Важно отметить, что чем более оснащенными, комфортными, современными становятся наши курорты, тем активнее растет и любительский, массовый горнолыжный спорт, это показывает статистика, — подчеркивает эксперт. — Так что наши отечественные производители точно будут обеспечены заказами и продолжат развиваться: спрос на канатные дороги, ратраки, снежные пушки и прочее высокотехнологичное горнолыжное оборудование будет только расти».
В России активно развивается собственное производство горнолыжного оборудования и инфраструктуры. Отечественные производители расширяют свои мощности и ассортимент, стремясь покрыть внутренний спрос. Европейские производители подъемного оборудования ушли с российского рынка после февраля 2022 года, и появилась острая необходимость развивать отечественное производство.
Это тот случай, когда импортозамещение сработало успешно: на сегодняшний день нет потребности в возвращении западных компаний или допуске в эту сферу азиатских партнеров.
«Да, китайцы тоже могут выпускать современное оборудование, и мы им пользуемся во многих сферах жизни. Но с китайским производством все же нужно быть осторожными, — подчеркивает Георгий Дубенецкий. — Канатные подъемники и прочее оборудование для горнолыжных курортов — вещи малотиражные, их не выпускают в масштабных количествах, поэтому тут тем более нужен штучный, индивидуальный подход, требуется высокое качество».
Китай, например, не всегда готов официально и документально подтверждать качество своей продукции, а также имеет сниженные требования и сроки гарантий по сравнению с российским оборудованием. Новые стандарты его сертификации в России еще не введены, поэтому нужно более внимательно относиться к поставкам из КНР: убедиться в качестве довольно сложно.
«15 лет назад фраза «Сделано в Китае» ассоциировалась в первую очередь с низким качеством, — отмечает руководитель Инженерного центра российского производителя канатно-подвесных систем РУСЛЕТ Александр Казаков. — Постепенно ситуация меняется, китайцы активно работают над повышением качества производимой продукции. Но качественно не значит технологично. Например, в 70-е годы прошлого века Doppelmayr размещал редуктор канатной дороги под землей. Австрийский производитель уже давно ушел от этой технологии, а китайцы используют ее до сих пор».
Заместитель главы Пекинского центра зимних видов спорта и председатель Пекинской ассоциации лыжного спорта Ли Сяомин отмечает, что сейчас в Китае лыжным спортом занимаются 4,5 миллиона человек (а проживает 1,4 млрд) — популярность такого спортивного досуга в КНР стала понемногу расти после начала подготовки к зимней Олимпиаде 2022 года в Пекине. В 2016 году была сформирована Пекинская ассоциация лыжного спорта. Поэтому опыт Китая в производстве сложного оборудования для курортов, в том числе канатных дорог, пока незначительный.
«Из-за того, что развитие зимних видов в стране началось совсем недавно, пока инфраструктура развита недостаточно, есть ряд проблем: высокие расходы на обслуживание катков и горнолыжных курортов, недостаточная интеграция индустрии зимних видов спорта со смежными отраслями», — признает Ли Сяомин.
Слабое развитие китайского производства сложного оборудования для горнолыжных курортов сказалось и на российском рынке. Например, пострадал приморский курорт «Арсеньев» недалеко от границ с южным соседом — он купил канатную дорогу государственного китайского бренда BMHRI, обещали стартовать еще в декабре 2024 года. Но этого не случилось: после нескольких попыток открытие перенеслось на следующий сезон, потому что начались задержки поставок комплектующих со стороны КНР.
«В самом Китае около 700 курортов, но в основном мелкие, локальные, крупных очень мало. В России относительно крупных горнолыжных курортов больше, и у нас их оснащенность выше, чем в Китае, мы можем быть уверенными в надежности эксплуатируемого оборудования. И задача отечественных производителей — этот уровень качества поддержать и даже поднимать выше», — говорит Дубенецкий.
«По итогам горнолыжного сезона-2024/25 и по результатам крупных туристско-промышленных мероприятий последнего времени можно сказать, что наши отечественные производители не стоят на месте, активно продолжают поддерживать развитие инфраструктуры наших горнолыжных курортов», — считает Георгий Дубенецкий. По словам эксперта, на КИФ-2025 и форуме «Путешествуй!» на ВДНХ российские производства показали интересное новое оборудование, которое уже поставляется на наши склоны.
«Это в том числе горнолыжная кабина компании РУСЛЕТ, ратрак челябинской компании «КБ Ратрак Урал». Кстати, скоро заработает на полную мощность и завод «ТверьКанатДор» (площадка РУСЛЕТ), где будут делать российские канатные дороги», — говорит эксперт. А в прошлом году группа «Синара» и предприятие «ДСТ Урал» представили совместный проект гусеничного ратрака «Синара-400»: он может готовить трассы для горных лыж и фристайла.
Так что потихоньку наша промышленность движется в этом направлении вперед, развивается. Важно, что мы сдвинулись с места и уже явно не будем останавливаться», — резюмирует Дубенецкий.
«Для полной реализации потенциала необходимо продолжать инвестировать в технологии, поддерживать отечественных производителей и обеспечивать высокий уровень качества продукции. Только комплексный подход позволит России стать полностью самодостаточной в вопросах обеспечения горнолыжных комплексов. В долгосрочной перспективе эти меры помогут российским курортам обеспечить российский горнолыжный спорт качественной и надежной инфраструктурой», — говорит управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова. По ее мнению, Россия в ближайшее время сможет создать вполне конкурентоспособную отрасль горнолыжного туризма и спорта.